Поиски истины по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

Поиски истины по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

Стараясь осмыслить его, мы говорим «истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта». Каждому человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений, свойственен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые, считающие себя ответственными за все происходящее на земле, всю жизнь старались найти правду, благодаря которой можно изменить себя и окружающий мир. В поисках истины провел свою жизнь Лев Николаевич Толстой, анализируя каждый прожитый час.

Страдал и мучился Федор Михайлович Достоевский, отыскивая в истине пути совершенствования души человека. Для Михаила Афанасьевича Булгакова основным источником истины стала религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой невозможно жить.

Духовно-религиозные искания для людей творческих – это знак, которым отмечены их творения. У писателя носителями этого знака являются герои его книг. Герои произведений Михаила Булгакова реалистичны и современны.

Именно они помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки.

Проблема нравственного выбора, ответственности и наказания становятся главными проблемами романа. Роман «Мастер и Маргарита» начинается со спора двух литераторов Берлиоза и Бездомного с встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. Они спорят о том, есть ли Бог или нет. На утверждение Берлиоза о невозможности существования Бога Воланд возражает: «Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?». Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос: «Сам человек и управляет». Но развитие сюжета романа Михаила Булгакова опровергает этот тезис, раскрывает зависимость человека от тысячи случайностей.

Например, нелепая смерть Берлиоза. А если жизнь человека действительно зависит от случайностей, то можно ли ручаться за будущее? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Этот вопрос и становится главным в романе. Ответ на него читатель находит в «евангельских» главах, где автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор человеческих путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат осознает, что Иешуа не виновен. Но Михаил Булгаков показывает зависимость прокуратора от государства, он не имеет права руководствоваться нравственными принципами.

Понтий Пилат – сильный человек, и он понимает, что может выжить и преуспеть, оставаясь рабом и слугой кесаря. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва.

Отправив на смерть Иешуа, он губит свою душу.

Вынося приговор, он восклицает: «Погибли!» Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Но в споре между Понтием Пилатом и Иешуа об истине и добре побеждает последний, потому что он идет на смерть, но не отказывается от своих убеждений, оставаясь истинно свободным. Иешуа у Булгакова – обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный, но он – воплощение чистой идеи, провоз вестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут изменить идее добра, милосердия. Он утверждает «царство истины и справедливости», где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно наступит. В романе Михаила Булгакова Иешуа – прообраз Христа, но это не Богочеловек, а Тот, Кто знает и несет истину. Он проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви, милосердию. Но в мире булгаковского романа появляется и Сатана-Воланд со своей свитой, которому окружающий мир открыт без прикрас, и этот иронический взгляд Воланда на окружающее близок автору.

Воланд вглядывается в людей и окружающий мир, стараясь выявить в них несовершенное. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Всего на три дня Воланд и свита остается в Москве, но спадает покров серой повседневности, и человек предстает перед нами в своей наготе: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Внешне же люди сильно изменились, как и сам город. Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но разве можно считать, что в романе порок наказан? Перемены – мнимые: Степа Лиходеев управляет теперь не Варьете в Москве, а гастрономом в Ростове. Так все видящий Воланд утверждает, что никакой ход истории не меняет человеческую природу.

Именно эти страницы романа заставляют читателя задуматься над вопросом: человек полностью зависит от случая и все в нем непредсказуемо? Что же может противостоять стихии жизни и можно ли изменить этот мир? На эти вопросы автор отвечает, рассказывая нам романтическую историю Мастера и Маргариты.

Поведение романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору.

Мастер устанавливает историческую истину, написав роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая этот роман Мастера, мы понимаем, почему «Рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. Но Мастер не герой, он лишь служитель истины.

Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства, от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает его.

Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она преодолевает обстоятельства жизни, собственный страх во имя веры в талант Мастера: «Я погибаю вместе с тобой». Она идет на самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Так Маргарита сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами.

Прочитан роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»… Но я еще долго размышляю над тем, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам добра и красоты. Так что же такое истина по Булгакову? Истина – это ответственность человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, это собственный выбор жизненных путей.

Истина – это всепобеждающая сила любви и творчества, возносящая душу к высотам настоящей человечности. PS . Это сочинение выполнила медалистка закончившая в 2001 году школу с серебряной медалью.

Разное

Подобные работы

Призыв к единению в "Слово о полку Игореве"

echo "Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы. Игорь в походе д

Самоубийство Катерины в драме Островского: Сила или слабость?

echo "Основной вопрос, рассматриеваемый критиками - является ли самоубийство Катерины в конце пьесы силой или слабостью. Рассмотрим этот вопрос поподробнее. Для начала, нужно определить жанровую прин

Судьба и творчество Даниила Хармса

echo "Митьки ВВЕДЕНИЕ В истории русской, да и всей мировой литературы найдется немного литературных судеб, подобных судьбе Даниила Хармса. Феномен писателя, зарабатывающего на жизнь талантливыми прои

Новые подходы к рассмотрению личности Печорина (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")

echo "Проведено изучение научных трудов в историческом аспекте: современников М.Ю. Лермонтова и исследователей и критиков второй половины XIX века. Была изучена биографическая и библиографическая лите

Владимир Немирович–Данченко

echo "Однако, как бы ни убеждал себя Немирович-Данченко в необходимости подытожить свой опыт, его больше влекла живая практика. Он отдалял выполнение этих намерений, увлеченный до последнего дня жизни

Идейное и художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

echo "Совокупность социально-исторических и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение декабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом движении) д

Краткая биография Брюсова

echo "Брюсов учится на историко-филологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и Лейбница, слушает курсы истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградо

Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927)

echo "Великие Луки Псковской губернии, где продолжает работать учителем математики. В 1889 году переводится в г.Вытегра Олонецкой губернии. В годы учительства создается никогда самим поэтом не публико