Самоубийство Катерины в драме Островского: Сила или слабость?

Самоубийство Катерины в драме Островского: Сила или слабость?

Основной вопрос, рассматриеваемый критиками - является ли самоубийство Катерины в конце пьесы силой или слабостью.

Рассмотрим этот вопрос поподробнее. Для начала, нужно определить жанровую принадлежность этого произведения. Что же этодрама, как пишет Островский в начале, или трагедия ? На первый взгляд кажется, что разницы между этими жанрами не существует, но это не так.

Трагедияэто форма героического представления, у неё возвышенный стиль и конфликт в ней всегда глобален, то есть выходит за рамку мыслей и чувств одного человека, становится всеобъемлющим и актуальным для всех.

Обычный исход трагедиисмерть главного героя, которая является не поражением, а победой и разрешением конфликта. Драма, несомненно, во многом похожа на трагедию, но конфликт происходит лишь между главными героями, не выходя за пределы личных интересов персонажей.

Проблема герояего личная проблема, которая не может быть всеобъемлющей. Очень часто завершением драмы является смерть главного героя, как и в трагедии, но конфликт далеко не всегда разрешается смертью. Что же мы видим в “ Грозе ”? Провинциальный городок Калинов, располагающийся на живописном берегу Волги, дворянская семья.

Основной конфликт “ Грозы ” заключается во взаимоотношениях Катерины с обществом города, в котором правят самодуры.

Конфликт Катериныеё личная проблема, так как она смиряется с порядками, царящими в среде дворян. Где-то в глубине души Катерины всё-таки есть искорка противостояния, но её постоянно заглушает неуверенность и шаткость характера. В результате самоубийства конфликт не решается.

Значит “ Гроза ” всё-таки драма.

Катерину, по старинному дворянскому обычаю, выдают замуж за Тихона, сына купчихи Кабановой.

Кабаниха постоянно наставляет Тихона на верный путь, рассказывая ему, что и как делать. Сам же Тихон не способен принимать серьёзные решения и во всём соглашается со своей матушкой, никогда не нарушая её волю.

Катерина страдает от этого, потому что она вместе с Тихоном находится в подчинении у Кабанихи, более того, она не любит своего мужа, но “ жалеет ” его, как она впоследствии сказала Варваре. Сама Катерина очень набожна, она считает, что её бракподчинение воле божьей, но в то же время влюбляется после обмена несколькими взглядами в Бориса, человека, приехавшего за наследством в город, но желает сохранить в целости свою добродетель. Зная, что изменагрех, она всё-таки встречается с Борисом во время непродолжительного отъезда Тихона.

Варвара помогает Борису встречаться с Катериной, но неожиданно приезжает Тихон и главная героиня терзается угрызениями совести, худеет, бледнеет, очень пугается грозы, принимая её за выражение божьего гнева, пугается она также слов сумасшедшей барыни о “ геене огненной ” и на улице при народе падает на колени и признаётся мужу в совершённом ею поступке. Тихон пытается обнять и успокоить жену, но Кабаниха, выслушав рассказ Катерины, приказывает сыну побить немного супругу.

Катерина ещё сильнее падает духом. Затем выясняется, что Борис, по приказу своего дядюшки Дикого, уезжает в Сибирь, на заработок.

Катерина сбегает из дома, встречается последний раз с Борисом, они обсуждают свои чувства и после отъезда Бориса, немного подумав, решает покончить жизнь самоубийством, решая, что нет выхода из её положения.

Конечно же, можно сказать, что Катерина светлое явление, “ луч света в тёмном царстве ” . В каждом поступке Катерины можно найти нечто хорошее, и если сложить всё это вместе, получится героическая персона, полная добродетели и достойная обожания. Можно сказать, что такое было время, что у Катерины не было выбора, но разве Катерина, не любя Тихона, пыталась хоть как-нибудь предотвратить свадьбу ? Разве она пыталась доказать, что нельзя выходить замуж без любви ? Нет, она покорно следовала мнению необразованных людей старшего поколения. Но заглянем всё-таки поглубже в характер героини. Вся жизнь Катерины основана не на разуме, а на чувствах и предубеждениях. С детства не приученная размышлять, она кидается из одной крайности в другую.

Примером этого может служить монолог с ключом.

Первой мыслью Катерины было выбросить ключ, данный Варварой : “ Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то мне жжёт, точно уголь ” . Затем, немного порассуждав о поступке Варвары и испугавшись быть увиденной с ключом в руках, она прячет его в карман : “ Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него [ Бориса ] раз, хоть издали-то! ” и заканчивает монолог словами “ Ах, кабы ночь поскорее! ” . Одна встреча с Борисом повлекла за собой другую, третью, и вот Катерина уже встала на порочный круг. Её совесть просыпается только после приезда мужа.

Катерина думала, что её жизнь управляется судьбой и поэтому всегда предоставлялась воле случая. Она не понимала, что человек должен сам управлять своей жизнью, что он сам хозяин своим действиям.

Каждое внешнее впечатление, самое ничтожное событие, пустой разговор потрясает весь её организм.

Разное

Подобные работы

Владимир Немирович–Данченко

echo "Однако, как бы ни убеждал себя Немирович-Данченко в необходимости подытожить свой опыт, его больше влекла живая практика. Он отдалял выполнение этих намерений, увлеченный до последнего дня жизни

Идейное и художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

echo "Совокупность социально-исторических и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение декабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом движении) д

Украинские народные думы

echo "Фактично, власні найменування (у даному випадку ті, що виявлені в українських думах) є відправними точками певної доби, епохи, а отже – знаками національної пам’яті, яка сягає різних рівнів людс

Тема вольности в произведениях А.С. Пушкина

echo "Пожалуй, одной из чаще всего повторяющихся в пушкинских стихах слов – свобода (или равнозначные – вольность, воля). Бесконечны оттенки смысла и содержания этого слова у Пушкина. Но главный, сокр

Хаос, герменевтика, журналістика, або Світоглядницькі засади творчості у мас-медіа

echo "Другим можна вважати питання методології: як з ним поводитися. Сам хаос можна поділити на три очевидні рівні. Хаос першого рівня - те, що ми вже бачимо (або про що вже здогадуємося), але чого ще

Судьба и творчество Даниила Хармса

echo "Митьки ВВЕДЕНИЕ В истории русской, да и всей мировой литературы найдется немного литературных судеб, подобных судьбе Даниила Хармса. Феномен писателя, зарабатывающего на жизнь талантливыми прои

Новые подходы к рассмотрению личности Печорина (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")

echo "Проведено изучение научных трудов в историческом аспекте: современников М.Ю. Лермонтова и исследователей и критиков второй половины XIX века. Была изучена биографическая и библиографическая лите

Письменность древних славян

echo "Исторический период в развитии русского языка можно схематично представить следующим образом: --- общевосточнославянский (древнерусский) язык (письменный период, с XI до XIV века); --- язык вели