Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927)

Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927)

Великие Луки Псковской губернии, где продолжает работать учителем математики. В 1889 году переводится в г.Вытегра Олонецкой губернии. В годы учительства создается никогда самим поэтом не публиковавшийся цикл стихотворений, получивший условное название «Из дневника» (1883-1904г.г.) В 1892 году переезжает в Петербург, где входит в круг сотрудников журнала «Северный Вестник», «старших» символистов Д. Мерешковского , З. Гиппиус, Н. Минского. В 1895 году в журнале «Северный Вестник» был опубликован роман «Тяжелые Сны». В его основе - тяжелые впечатления уездной России 80-х годов. На первых порах произведения Сологуба публиковались только в «Северном Вестнике», а затем в таких журналах как «Весы», «Русская мысль», «Образование»; в газетах «Речь», «Слово», «Утро России» и др. В период с 1892 по 1898 года Сологубом были написаны следующие произведения: рассказы «Свет и тени» и «Червяк»; стих-ия «Я ждал, что вспыхнет впереди…», «О смерть! Я твой…», « Я-бог таинственного мира…», «Звезда Маир ». В 1896 году в Петербурге выходит первый поэтический сборник Сологуба , который называется «Стихи».В это время продолжается и карьера Солгуба на поприще просвещения:из учителя математики он превращается в инспектора училищ, становится членом Петербургского уездного училищного совета. В «литературных сборищах» он был незаметен: «тихий, молчаливый, невысокого роста, с бледным худым лицом и большой лысиной, казавшийся старше своих лет, он как-то пропадал в многолюдных собраниях».( П.Перцов )В период революции 1905 года Сологуб публикует стихи, пародии и острые «политические сказочки» (язвительные, злые эпиграммы на царя и его окружение). В 1905 году в журнале «Вопросы жизни» печатается создававшийся 10 лет (1892 - 1902) и пренесший Сологубу шумную известность роман «Мелкий бес», в котором на фоне затхлой жизни уездного городишки и колоритных портретов обывателей возвышается сразу же вписавшийся в галерею масштабных сатирических типов русской литературы образ учителя гимназии Передонова , существа отвратительного, все оскверняющего и патологического, кончающего преступлением и сумасшедшим домом. Этот образ поразил современников и вызвал самые противоречивые суждения о себе.

Высказывались предположения, что в Передонове Сологуб изобразил темные стороны своего «я». В поздние годы писатель признавался, что « Передонова ему пришлось протащить через себя». Самое яркое высказывание о Передонове принадлежит А. Блоку: « Передонов – это каждый из нас. В каждом из нас есть передоновщина ». В 1906 году выходит шестая по счету книга стихов Сологуба «Змий». В ней мотив солнца последовательно разрабатывается как тема извечно тяготеющего над человеком зла и проклятия. В 1907 году Сологуб уходит с поприща педагогической деятельности. В этом же году в альмонахе «Шиповник» печатается самый большой роман Сологуба «Навьи чары» (в завершенном виде получил название «Творимая легенда» - 1913 год). В 1907 году Сологубом были написаны следующие произведения: рассказ «Маленький человек» и пьеса «Победа смерти». В 1908 году Ф.К.Сологуб женится на Анастасии Николаевне Чеботаревской . Их квартира сразу же становится одним из литературных салонов Петербурга.

Изменяется, по свидетельству современников, и внешний облик писателя.

Недавний типичный разночинец с бородкой и в пенсне делается теперь «сущим патрицием», в облике которого отчетливо проступают писательские черты. В этом же году создаются почти все мифологические драмы Сологуба : «Дар мудрых пчел», «Ночные пляски», и др. ,в которых автор раскрывается глубоким тайновидцем человеческой души на путях двоемирия . С выходом в 1908 году лучшей итоговой книги стихов «Пламенный круг»( VIII книга по счету) Сологуб , безусловно, признается крупнейшим явлением в поэзии. «В современной литературе я не знаю ничего более цельного, чем творчество Сологуба . Сологуб давно уже стал художником совершенным и, может быть, не имеющим себе равного в современности. В «Пламенном круге» он достиг вершины простоты и строгости.» – так писал А. Блок в своей статье «Письма о поэзии»(1908 год).Даже М. Горький ,всегда недолюбливавший Сологуба за его «пессимизм»,вынужден признаться, что «Пламенный круг» – это книга удивительная и надолго». 10-ые годы XX века – полный расцвет творчества и популярности Сологуба . Издательствами «Шиповник» и «Сирин» (Петербург) выпускается сразу три его собрания сочинений: два в 12-ти и одно в 20-ти томах (вышло неполным). Сологуб , признанный современниками, входит в четверку наиболее знаменитых писателей вместе с Андреевым, Куприным и Горьким.

Сологуб является безусловным авторитетом для поэтов. «Я всегда вас считал и считаю одним из лучших вождей того направления, В котором протекает мое творчество»,- признавался ему Н.Гумилев в письме в 1915 году. Война 1914 года вызывает в Сологубе подъем национального духа, выраженного им в статье «Почему символисты приняли войну»(1914 год) и в книге стихов «Война»(1915 год). Встретив приветствием Февральскую революцию 1917 года, Сологуб отрицательно отнесся к Октябрьскому перевороту и к дальнейшей власти большевиков, как неотвечающим его идеалу «европейской гуманитарной цивилизации». С апреля 1917 года Сологуб возглавляет «литературную курию» в союзе деятелей искусства, выступившую с требованием «свободы» и «независимости» искусства от государства. В своих знаменитых «Петербургских дневниках» этого периода З. Гиппиус отмечала: «Все – таки самый замечательный русский поэт и писатель – Сологуб – остался «человеком». Не пошел к большевикам. И не пойдет. Не весело ему за то живется». В 1921 году жена писателя, А.Н.Чеботаревская , в приступе меланохолии покончила с собой, бросившись в Неву.

Писатель тяжело переживал смерть жены.

Разное

Подобные работы

Безличные предложения среди других типов простого предложения

echo "Говоря об отдельных структурных типах с точки зрения широты проблематики, мы поставили бы безличные предложения на одно из первых мест. Многочисленность проблем, возникающих при изучении безлич

Рецензия на книгу Скрынникова "Борис Годунов"

echo "Годунова многие историки ( кроме В. О. Ключевского ) считали “отцом крепостничества”. Ключевский называл Бориса человеком умным и талантливым, в котором загадочно уживалось добро со злом. И вот

Хаос, герменевтика, журналістика, або Світоглядницькі засади творчості у мас-медіа

echo "Другим можна вважати питання методології: як з ним поводитися. Сам хаос можна поділити на три очевидні рівні. Хаос першого рівня - те, що ми вже бачимо (або про що вже здогадуємося), але чого ще

Судьба и творчество Даниила Хармса

echo "Митьки ВВЕДЕНИЕ В истории русской, да и всей мировой литературы найдется немного литературных судеб, подобных судьбе Даниила Хармса. Феномен писателя, зарабатывающего на жизнь талантливыми прои

Украинские народные думы

echo "Фактично, власні найменування (у даному випадку ті, що виявлені в українських думах) є відправними точками певної доби, епохи, а отже – знаками національної пам’яті, яка сягає різних рівнів людс

Синтаксические конструкции с простыми сравнительными формами прилагательных, наречий и слов категории состояния на примере произведения О. Э. Мандельштама

echo "Известно, что все русские поэты – мастера слова, они – авторы многих слов в русском языке, а также они в своем творчестве используют сложные и очень сложные синтаксические конструкции. Поэтому

Феномен Кавказа в русской литературе

echo "Обязательным мотивом для романтической поэмы на данный сюжет была любовь красавицы-дикарки к пленнику. У Пушкина этот мотив был наполнен серьёзным смыслом: рисуя отношения Черкешенки и Пленника,

Разнообразие метрических средств характеризации шекспировского героя (Марк Антоний в трагедии «Антоний и Клеопатра»)

echo "Заключение. Литература. Введение Проблема, которую мы собираемся рассмотреть в данной работе – метрические средства, характеризующие речь шекспировского героя, – относится к сфере стилистики и