Краткая биография БрюсоваБрюсов учится на историко-филологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и Лейбница, слушает курсы истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградова, ходит на семинары Ф. Е. Корша. На годы учебы в университете приходится первый начальный период осознанного литературного творчества Брюсова. В 1894—1895 гг. Брюсов издает три небольших выпуска сборника 'Русские символисты', в которых дает образцы 'новой поэзии'. Это был первый коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной. В 1895-1986 году Брюсов издает первый авторский сборник стихов 'Шедевры', состоящий из двух изданий. Броское название, вызывающее содержание и далекое от скромности предисловие, обращенное к 'вечности и искусству', вызвали дружное неприятие критики. В период с 1895 по 1899 год он сближается с известными писателями - символистами: К. К. Случевским, К. М. Фофановым, Ф. Соллогубом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минским. На 'субботах' Георга Бахмана, а затем и на собственных 'средах' Брюсов начинает регулярно встречаться с московскими модернистами. В 1897 г. впервые выезжает за границу, в Германию. В этом же году женится на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его спутницей жизни и помощницей в литературных делах. С 1900 по 1903 г. Брюсов — секретарь редакции 'Архива'. Он публикует здесь ряд статей, в том числе 'О собрании сочинений Ф. И. Тютчева' (1898), 'Ф. И. Тютчев. Летопись его жизни' (1903). Осенью 1900 г. в издательстве 'Скорпион' выходит третья книга лирики Брюсова 'Третья стража. Книга новых стихотворений. 1897—1900', открывающая второй зрелый период творчества писателя. В марте 1903 г. Брюсов выступает с программной лекцией об искусстве 'Ключи тайн', воспринятой в качестве манифеста новейшего русского символизма. С конца 1902 г. поэт некоторое время состоит секретарем в журнале 'Новый путь', публикует стихи, статьи, заметки, а также ведет рубрику 'Политическое обозрение'. В это же время он входит в состав комиссии Московского литературно-художественного кружка, а с 1908 г. — председатель ее дирекции. Сборник 'Венок. Стихи 1903— 1905 гг.', стал первым по-настоящему крупным успехом поэта. В него наряду с историко-мифологическими сюжетами и лирикой интимного плана, Брюсов включил стихи на злободневную тему войны и революции. С фантастическим упоением, как на очищающую стихию судьбы, смотрит поэт на войну и революцию. К 1909 году Брюсов становится признанным мастером 'мужественной', аполлонической лирики. В 1904—1908 гг. Брюсов является организатором, бессменным руководителем и ведущим автором главного журнала русских символистов 'Весы'. После закрытия 'Весов' (1909), с сентября 1910 г. в течение двух лет Брюсов становится заведующим литературно-критическим отделом журнала 'Русская мысль'. В первую мировую войну Брюсов в качестве корреспондента много месяцев провел на театре военных действий. Вначале эта война казалась поэту последней ('Последняя война', 1914), способной преобразить в лучшую сторону человеческую жизнь. Однако через два с половиной года, мнение о ней Брюсова изменилось ('Тридцатый месяц', 1917). Разочаровываясь в исходе войны и политике, Брюсов все глубже уходит в литературу и научную работу. Он обращается к переводам армянской, финской и латышской поэзии. В 1923 г., в год 50-летия поэта, правительство Армении присвоило Брюсову почетное звание народного поэта Армении. |