Сложное предложение

Сложное предложение

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов ( или слово ), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. В науке нет единого определения предложения, наоборот, известно более двухсот различных определений. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане : · Логическом. · Психологическом. · Формально - грамматическом.

Представитель первого направления Ф. И. Буслаев указывал, что « суждение, выраженное словами, есть предложение » ( « Историческая грамматика русского языка » , 1858г. ). Сторонник второго направления Д. Н. Овсянико - Куликовский давал следующее определение : « Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем « предицирования » ( « сказуемости » ) » ( « Синтаксис русского языка » , 1912г. ). Представитель формально - грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал : « Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое » ( « О преподавании грамматики русского языка в низших и старших классах общеобразовательной школы » , 1899г. ). Б) Пунктуация.

Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания.

Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста.

Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними.

Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью : наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания. В русской пунктуации употребляется десять знаков : точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.

Функцию знака препинания выполняет также абзац ( написание с новой строки ). Различаются знаки отделяющие ( точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие ) и знаки выделяющие ( две запятые, два тире, скобки, кавычки ). 2. Сложное предложение . Сложное предложение - это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, из двух и более простых предложений.

Участвующие в создании сложного предложения простые предложения называются его частями и представляют собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно . Например : И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. (А. Пушкин.) Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.

Например : Змея лежала под колодой И злилася на целый свет ; У ней другого чувства нет, Как злиться : создана уж так природой. (И. Крылов.) 2) Ещё напор - и враг бежит. (А. Пушкин.) 3. Основные виды сложных предложений в русском языке. В зависимости от способа соединения частей (интонация, союзы или союзные слова) сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные.

Сложное предложение.

Союзное.

Бессоюзные.

Сложносочинённые Сложноподчинённые. В сложносочинённых предложениях части соединяются при помощи союзов : и, а, но, да, или, либо, то - то, не только - то, то ли - то ли, как...так и, и др., а в сложноподчинённых - при помощи союзов и союзных слов : что, где, кто, который, чтобы, когда и др. Части сложносочинённого предложения равноправны, т.е. ни одна часть не зависит от другой : Наступил октябрь, и заметно похолодало.
[ == ], и [ == ] . Части сложноподчинённого предложения неравноправны - одна часть (придаточная ) зависит от другой (главной) : Заметно похолодало, так как наступил октябрь.
[ == ], так как [ == ]. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи : Грохот и треск несся с окружных гор ; задымились лесные опушки , и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек. Что ? (А. Толстой.)
[ и == ]; [ == ], и [ == ], ( как == ). 3.1. Сложносочинённое предложение. Это такие сложные предложения, части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. По характеру союза или значению сложносочинённые предложения делятся на три группы. А) Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. В предложениях с этими союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно или последовательно. Потом все сидели в гостиной с очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна
читала свой роман. (А. П. Чехов.) [ == ], и [ == ]. Б) Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. В них указывается на чередовании явлений (событий ), на возможность одного явления из двух или нескольких : Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид. Иль [ == ], иль [ == ], иль [ == ]. В) Сложносочинённые предложения с противительными союзами. В предложениях данной группы одно явление( событие ) противопоставляется другому : Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я , облизываясь, смотрел на кипучие пенки. ( А. Пушкин.) [ == ], а [ == ]. Сочинительные союзы делятся на следующие разряды.

Соединительные : и, да ( = и ), да и, ни-ни, также ( = и ), то же ( = и ), не только - но и, как - так и ; Противительные : а, но, да ( = но ), однако, зато, же, только ( = но ) ; Разделительные : или ( иль ), либо, то - то, то ли - то ли, не то - не то. 3.2. Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённое предложение может быть с одной придаточной частью или с несколькими придаточными частями. Далее будут рассмотрены только сложноподчинённые предложения с одной придаточной частью.

Сложноподчинённым называется предложение, в котором одна часть зависит от другой, т.е. от одной части ( главной ) задаётся вопрос к другой - зависимой ( придаточной ). Главная часть - независимая, от неё задаётся вопрос к придаточной части. В главном предложении часто используются указательные слова ( тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, потому, оттого, сколько и др. ), которые указывают, что при нём имеется придаточные предложение.

Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части и связывают её с главной : Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. О чём ? ( А. Ахматова. )

[ == о том ], ( как == ). Основные группы сложноподчинённых предложений. I С придаточным определительным.

Придаточные определительные относятся к имени существительному ( или местоимению главной части ) и отвечают на вопросы определений какой ? который ? чей ? В главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который , какой , чей , что, где, куда, откуда, когда : И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой. ( А. Пушкин. ) какой ?

[ == --- ], ( где == ). Придаточные определительные стоят всегда после определяемого слова. II С придаточным изъяснительным. Эти придаточные предложения отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчинённого предложения : И , конечно, брат мой ни одной минуты не думал, что он виноват в её смерти.
О чём ? [ И , == ], ( что == ). Придаточная часть может стоять после поясняемого слова, реже - перед поясняемым словом : Что волки жадны , всякий знает.. Что ? ( И. Крылов. ) ( Что == ), [ == ]. Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.

Печорин говорит Максим Максимычу о том, что ’’ если отдадим дочь этому

дикарю, он её зарежет или продаст ’’ . ( М. Ю. Лермонтов.). III С придаточными обстоятельственными. 1. С придаточными места. Где ? куда ? откуда ? [ там, туда, оттуда ], ( союзные слова : где, куда, откуда ). Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади. Откуда ? ( А.Н. Толстой.)
[ == оттуда ], ( откуда == ). 2. С придаточными времени . Когда ? С каких пор ? На сколько времени ?
[ тогда, до тех пор ] , ( союзы : когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как ). Покуда ночка длится, покуда бричка катит, дороги этой дальней на нас обоих хватит. ( Б. Окуджава.) Как долго ?
( Покуда == ), (покуда == ), [ == ]. 3. С придаточными сравнительными . Относятся ко всей главной части и поясняют то, о чём в ней говорится, при помощи сравнения.

Отвечают на вопрос : как ? Присоединяются к главному предложению с помощью союзов : как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем ... тем и др. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось. Как ?

[ == ], ( как будто == ). 4. С придаточными образа действия и степени . Они раскрывают образ, способ действия, а так же степень признака, названного в главной части сложноподчинённого предложения. В русской земле столько прелестей, что всем художникам хватит на тысячи лет. ( К. Паустовский. ) Сколько ? До кокой степени ?
[ ], ( что == ) . Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет.
В какой степени ? [ == настолько плохо ] , ( насколько == ). 5. С придаточными цели . Отвечают на вопросы : зачем ? с какой целью ? для чего ? Присоединяются к главному предложению с помощью союзов : чтобы ( чтоб ), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др. Что б чем - нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. Зачем ?
( чтоб == ) , [ == ] . 6. С придаточными условия . Указывают на условия при котором протекает действие, о котором говорится в главной части.

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов : если, когда ( = если ), раз, коли, ежели, как скоро, кабы и др. Коли парень ты румяный, братец будешь нам названный..

При каком условии ?
( коли == ), [ == ] . 7. С придаточными причины и следствия . Придаточные причины отвечают на вопросы : почему ? по какой причине ? отчего ? Присоединяются к главному предложению с помощью союзов : потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что и др. Так как встала полная луна, то многие пошли гулять. Почему ? ( Л. Н. Андреев.) ( так как == ), [ то == ]. К придаточным следствия от главного предложения можно задать вопрос - что из этого следует ? Придаточные следствия присоединяются к главной части предложения с помощью союзов : так что. Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали по саду жёлтые бабочки. ( Л. Н. Толстой. ) Что из этого следует ?
[ == ], ( так что == и == ). 8. С придаточными уступительными . Они содержат сообщение о факте, который противоположен тому, что можно было бы ожидать.

Отвечают на вопросы : несмотря на что ? вопреки чему ? Присоединяются к главной части предложения с помощью союзов : хотя, хотя... но, пускай, несмотря на то что и др. и союзные слова - как, сколько и др. Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата. ( М. Лермонтов. ) Несмотря на что ? ( хоть == ), [ но == ] . 3.3. Бессоюзные сложные предложения. Это такие сложные предложения, части которых соединены только интонацией, без союзов и союзных слов. В них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.

Интонация при устной речи и знаки препинания при письме определяются значением бессоюзного предложения.

Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.

Двоеточие. Тире. 1) Причина. 2) Пояснения. 1) Противо- 2) Время поставление. условия. 3) Дополнения 3) Вывод 4) Быстрая смысла. следствия. смена событий.

Запятая, точка с запятой.

Перечисление. а) Перечисление.

Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал.

( И. С. Тургенев. ) [ == ], [ == ]. б) Причина. Жутко выйти на дорогу : непонятная тревога под луной царит. ( А. Блок. ) [ == ]: [ == ]. в) Пояснение. Всё это значило, друзья; с приятелем стреляюсь я.
[ == ]; [ == ]. г) Быстрая смена событий. Сыр выпал - и с ним была плутовка такова. ( И. А. Крылов.) [ == ] - [ == == ]. д) Противопоставление.

Разное

Подобные работы

Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя

echo "Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее художественное воплощение в жанровом разнообразии. 1. Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тар

Феномен Кавказа в русской литературе

echo "Обязательным мотивом для романтической поэмы на данный сюжет была любовь красавицы-дикарки к пленнику. У Пушкина этот мотив был наполнен серьёзным смыслом: рисуя отношения Черкешенки и Пленника,

Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" в аспекте современного изучения классики

echo "Тургенев обладал поразительным дарованием – сочетать так называемую злобу дня с обобщениями самого широкого, поистине общечеловеческого порядка и придавать им художественно совершенную форму и э

Творчество И.Ф. Анненского. Своеобразие лирики и литературной критики

echo "Иванова или М. Волошина. В период с 1917 по 1991 год много этим вопросом не занимались. Из фундаментальных работ следует отметить монографию А.В. Федорова 'Иннокентий Анненский. Личность и твор

Владимир Немирович–Данченко

echo "Однако, как бы ни убеждал себя Немирович-Данченко в необходимости подытожить свой опыт, его больше влекла живая практика. Он отдалял выполнение этих намерений, увлеченный до последнего дня жизни

Украинские народные думы

echo "Фактично, власні найменування (у даному випадку ті, що виявлені в українських думах) є відправними точками певної доби, епохи, а отже – знаками національної пам’яті, яка сягає різних рівнів людс

Значение текста в художественном образе древнерусской рукописной книги конца XIV – начала XV века

echo "Отсюда понятно особенное отношение каждого православного христианина к книге как таковой, и к книжному мастерству в частности. Поэтому постоянный поиск новых художественных и технологических сп

Тема вольности в произведениях А.С. Пушкина

echo "Пожалуй, одной из чаще всего повторяющихся в пушкинских стихах слов – свобода (или равнозначные – вольность, воля). Бесконечны оттенки смысла и содержания этого слова у Пушкина. Но главный, сокр