Призыв к единению в "Слово о полку Игореве"

Призыв к единению в "Слово о полку Игореве"

Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению . Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену. Вслед за победой над Игорем половцы, собрав весь свой народ, ринулись разорять Русскую землю.

Князья были заняты раздорами, а «поганые» рыскали по Русской земле.

Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей во главе со Святославом Киевским. «Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси. Автор «Слова» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге [K1] перед родиной. И делает это устами великого Святослава: Вступита, господина въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игореввы, буего Святославлича! З ащищать Русскую землю зовет он их . И поэтому, даже описывая поражение, автор делает это без тени уныния . Вся поэма как бы обращена к будущему. Таким образом «Слово о полку Игореве» — это призыв к единению. Каким же представлял себе автор «Слова» мыслимое им единство Руси, к которому он призывал своих слушателей? Конечно просто убедить князей прекратить усобицы было не возможно. Нужна была такая сильная центральная власть, которая могла бы скрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством. Автор «Слова» — сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве , а к иевск ого княз я Святослав а он наделяет идеальными свойствми главы русских князей: «грозным» и «великим». Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее холмам, болотам, «грязевым» местам.

Русская земля для автора «Слова» — это, конечно, не только «земля» в собственном смысле слова, н о в первую очередь — народ её населяющий. Автор «Слова» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замысле произведения : он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту. Поэма равна понятна и близка всем людям, подлинно любящим свою родину.

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю.

Разное

Подобные работы

Творчество Владимира Высоцкого

echo "Одесса. (С. Романьков) Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством В. В., есть «свой собственный В.», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся, потому что они чем

Слово о полку Игореве

echo "Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслительрисует раз

Творчество И.Ф. Анненского. Своеобразие лирики и литературной критики

echo "Иванова или М. Волошина. В период с 1917 по 1991 год много этим вопросом не занимались. Из фундаментальных работ следует отметить монографию А.В. Федорова 'Иннокентий Анненский. Личность и твор

Поэзия природы: средства изобразительности и функции

echo "Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в русском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: на

Художественное своеобразие пьес Бернарда Шоу

echo "Огромную, разветвленную семью Шоу в Дублине все знали. Среди них было много священников и торговцев, был один баронет. Отец писателя Джордж Карр Шоу неумело занимался хлебной торговлей и сильно

Синтаксические конструкции с простыми сравнительными формами прилагательных, наречий и слов категории состояния на примере произведения О. Э. Мандельштама

echo "Известно, что все русские поэты – мастера слова, они – авторы многих слов в русском языке, а также они в своем творчестве используют сложные и очень сложные синтаксические конструкции. Поэтому

Островский - Бесприданница. Письмо Кулигина к Борису

echo "Говорят ведь, гром не грянет – мужик не перекрестится. Так вот Кабаниха-то, Катерину потерявши, принялась возвращать то, что еще было не совсем потеряно. Узнала, куда Варвара с Кудряшом сбежала

Разнообразие метрических средств характеризации шекспировского героя (Марк Антоний в трагедии «Антоний и Клеопатра»)

echo "Заключение. Литература. Введение Проблема, которую мы собираемся рассмотреть в данной работе – метрические средства, характеризующие речь шекспировского героя, – относится к сфере стилистики и