Типы характеров и их акцентуация

Типы характеров и их акцентуация

Заключение.

Список литературы.

Введение. В реферате на тему “Типы характеров и их акцентуация” рассмотрены такие вопросы, как: что представляет собой понятие “характер”, какое учение занимается проблемами происхождения характера , рассмотрены типы характеров и их акцентуация.

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 3 вопроса и заключения. В первом вопросе раскрывается понятие “характер”, как в характерологии объясняется происхождение различных черт и типов характера человека. Во втором вопросе раскрываются типы характера. В третьем вопросе рассмотрены основные типы акцентуаций характеров. В заключении сделаны выводы. 1. Характериология – учение о характере. Слово “характер” общеупотребительно. Когда же его употребляют? Во-первых, когда хотят оценить поведение человека. Во-вторых, когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. В-третьих, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.

Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.

Учение о характере называется характерология. Она имеет длительную историю своего развития.

Главными проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности. Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения.

Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название - гороскопов. Все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых присваивается определенный знак, символ.

Описание характера человека дается через призму различных свойств этого символа. Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития.

Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны, максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдается в первые месяцы жизни, с другой - в это же время самой гаммой звуков, которую наблюдает ребенок, является его собственное имя.

Младенец не подражает услышанным звукам, а подражает озвученной мимике. В результате у ребенка рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех группах мышц - мимических, артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в произнесение имени. Обмен веществ в мышцах, где возникает импульс, ускоряется на фоне и без того стремительного роста. В конце концов эти маленькие, но заметные в своем влиянии на строение мышц лица мимические мышцы окажутся акцентировано развитыми.

Именно поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга.

Подобным образом формируется и характер.

Большое влияние на развитие характерологии оказала физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного.

Например, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость. Но самым важным показателем характера считались глаза человека.

Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: “Есть люди, у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеются без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны”.[Общая психология Рогов Е.И. – М.: Гуманит . Изд. ВЛАДОС, 1998 г., С – 396] Знаменитую и богатую историю в характерологии имеет хиромантия.

Хиромантиясистема предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны. До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики . Было показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода.

Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э. Кречмер . Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности.

Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью называют привычками.

Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Итак, в психологии понятие характер ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. 2. Типология характеров.

Попытки построения типологии характера неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером . Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон , а в наши дни – Э. Фромм , А.Е. Личко и ряд других ученых. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей.

Основные из них такие: 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. 3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела и конституции человека: астенический, атлетический и пикнический.

Каждый из них он связал с особым типом характера. 1. Атлетический тип характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте.

Астеник – обычно худой или тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. 2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова. 3. Пикнический тип отличается развитыми внутренними полостями тела, склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами. Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики , определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям.

Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Заболевания, по мнению Кречмера , представляют собой “карикатуры определенных нормальных типов личности” [ Немов Р.С. Психология , М:1998. – С. – 408]. Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминает шизофренников , Кречмер назвал ” шизотимным ”; тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, - “ циклотимиками ”. “ Шизотимикам ” свойственны такие черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчуждениям , холодность, эгоистичность и властность, сухость и отсутствие эмоций. “ Циклотимики ” описываются им как люди, обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни. Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений.

Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенными типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт поведения.

Акцентуации характера — это крайние вариант ы нормы, при которых отдельные черты характера чрез мерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы шенной устойчивости к другим.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций , неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий , реактивных и эндореактивных психозов) . В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенн о го рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины. При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций , видимо, также могут играть роль пре д располагающего или повышающего риск заболевания фактора ( шизоидная и сенситивная акцентуации в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная — в отношении маниакально-деп р ессивного и шизоаффективного психозов). В зависимости от степени выраженно с ти выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая. Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

Тщательно собранный анамнез , сведения от близких, непродолжительное наблюдение , особенно в среде сверстников позволяют распознать этот тип.

Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации.

Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. Пр и взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не прояв ляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомле нии с биографией трудно бывает составить четкое предст а в л ение о типе характера. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, которые предъявляют повышенные требования к “месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факто ры иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации . 3. Основные типы акцентуаций характера. Одна из классификаций принадлежит известному отечественному психиатру А.Е.Л ичко . Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций . Акцентуация характера, по Личко , - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Объясняет этот факт автор классификации так: “При действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления” могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении” [ Немов Р.С. Психология , М:1998. – С. – 409] Гипертимный тип.

Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато н едостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками.

Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости , недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле.

Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. Со взрослыми – родителями и педагогами – уних нередко возникают конфликты.

Крайне бурно реагируют на повседневную опеку, наставления и нравоучения; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим. Но в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным. Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому—роли вожака и заводилы. При общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи.

Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным.

Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь.

Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно-истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм может сформироваться гипертимно-эксплозивный тип психопатии.

Гипертимный тип акцентуации встречается как нередкий преморбидный фон при маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов . С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения.

Длительность фаз меняется — сначала дни, потом 1—2 недели, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться. В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует больших усилий.

Труднее становится учиться.

Общество окружающих людей начинает тяготить, компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность.

Подростки в эти дни становятся вялыми домоседами.

Мелкие неприятности и неудачи, нередкие в этот период из-за падения работоспособности, переживаются тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души впадают в еще большее уныние.

Больше жалуются на скуку.

Однако, если в эти дни выпадают серьезные нарекания или большие неудачи, особенно если они унижают самолюбие, легко могут возникнуть мысли о собственном безволии, неполноценности, никчемности и быть спровоцированы острые аффективные реакции с суицидными попытками.

Аппетит снижается. Даже любимые кушанья не доставляют прежнего удовольствия.

Бессонницы у подростков обычно не бывает.

Иногда жалуются на то, что стало трудно уснуть и почти всегда на вялость и разбитость по утрам. В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы . Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.

Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта “хороших” и “плохих” периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень неточной.

Лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации, промежуточную между типичными циклоидами и лабильными подростками. Фазы здесь очень коротки — один — два дня. В “плохие” дни дурное настроение обычно не сочетается с упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими событиями или известиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа акцентуации нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения круто меняться от незначительных причин.

Циклоидной психопатии не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, которую правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как этого, так и шизоаффективного психозов.

Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям.

Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть-то готовые навернуться на глаза слезы, то радостную улыбку. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность.

Соответственно настроению и будущее - то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоящим из неудач и несправедливостей.

Повседневное окружение то кажется милым и интересным, то безобразным и скучным. Таких подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание.

Привязанности сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Утраты переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба.

Предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках — защитить, а в минуты подъема разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, смену обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в них не поле деятельности, а только новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением. Тяга к группированию со сверстниками целиком зависит от настроения. В хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общения. В группе сверстников на роль вожака не претендуют, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются информативно-коммуникативным типом, иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким подросткам сразу чувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни.

Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.

Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера. “Слабым звеном” данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, разлука с ними.

Акцентуация, по лабильному типу часто сочетается с гармоничным психофизическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью и склонностью к аллергическим заболеваниям. Этот тип акцентуации служит почвой для острых аффективных реакций, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатических развитий . Астеноневротический тип. С детства нередко выявляются признаки невропатии : плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез , заикание и т. п. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки астеноневротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте.

Главными чертами являются утомляемость, раздражительность, мнительность и капризность.

Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, например, в обстановке соревнований.

Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу.

Раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются врачебным обследованиям.

Подростковые нарушения поведения типа алкоголизации этому типу не свойственны. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом.

Самооценка обычно прежде всего отражает заботу о здоровье. Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых аффективных реакций, реактивных дегрессий, ипохондрических развитий . Срывы часто возникают тогда, когда подросток осознает нереальность надежд и желаний.

Тяжелые болезни у близких и знакомых усиливают ипохондричность . Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть запертыми дома.

Сторонятся бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке.

Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли.

Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними.

Отличаются послушанием.

Слывут “домашними детьми”. Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах.

Учатся обычно старательно.

Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов.

Нередко стесняются отвечать у доски.

Боятся прослыть выскочкой.

Привыкнув к новому классу и даже страдая от преследований со стороны некоторых одноклассников; крайне неохотно переходят в другой.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений.

Трудности начинаются в старшем подростковом возрасте, с момента вступления в самостоятельную жизнь. Тогда выступают две главные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. К родным сохраняется детская привязанность. Опеке близких охотно подчиняются.

Упреки и наказания с их стороны вызывают слезы и отчаяние. Рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерные моральные требования к себе и окружающим.

Выраженной бывает реакция гиперкомпенсации . Ищут утверждения себя не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют свою слабость.

Робкие и стеснительные натягивают на себя личину веселости, развязности, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют. При доверительном контакте за спавшей маской “все нипочем” открывается жизнь, полная самобичеваний , тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе.

Нежданное сочувствие может сменить браваду на бурно хлынувшие слезы. От сверстников не отгораживаются, стремятся к ним, но в выборе друзей разборчивы, а в дружбе привязчивы.

Близкого друга предпочитают шумной компании.

Увлечения сенситивных подростков бывают двоякого рода. Одни носят интеллектуально-эстетический характер (искусство, музыка, рисование, домашние цветы, певчие птицы, и т.п.), причем удовольствие доставляет сам процесс этих занятий; к особо высоким результатам вовсе не стремятся, даже свои реальные успехи оценивают весьма скромно. Другой род увлечений обусловлен реакцией гиперкомпенсации . Здесь важен достигаемый результат и признание со стороны.

Мальчики пытаются преодолеть “слабоволие” занятиями силовыми видами спорта (борьба, атлетическая гимнастика и т. п.), а робость и застенчивость стараются побороть, устремляясь на общественные посты, где обычно тщательно выполняют формальную ч асть порученной функции, оставляя фактическое лидерство другим. В силу гиперкомпенсации признания в любви могут быть столь решительными и неожиданными, что пугают и отталкива ют.

Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о своей неполноценности. Могут возникнуть суицидные намерения.

Сенситивные юноши обычно не курят. В алкогольном опьянении вместо эйфории нередко можно наблюдать депрессивные переживания.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Отказ отвечать предпочитают неправде.

Ударом по “слабому звену” обычно оказывается ситуация, где подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в неблаговидных поступках, когда на репутацию падает тень, или когда подросток подвергается несправедливым обв и нения м.

Сенситивная а к центуация служит почвой для острых аффективных реакций интрапунитивного типа, фобического невроза, реактивных депрессий , эндореактивных психозов . По-видимому, сенситивная акцентуация с о пряжена с более высоким риском заболевания прогредиентной шизофренией.

Психастенический тип. В детстве, наряду с некоторой робостью и пугливостью, рано проявляется моторная неловкость, склонность, к рассуждательству и не по возрасту “интеллектуальные” интересы.

Иногда уже в дет с ком возрасте начинаются фобии, т. е. боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью.

Критическим периодом, когда психастенические черты начинают раскрываться во всей полноте, обычно бывают первые классы школы, когда бе з мятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности.

Необходимость отвечать за себя и о с обенно за других представляет один из самых чувствительных ударов для психастенической натуры. В пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бы в ает. Д е компенсац и и могут наступать в моменты предъявления высоких требований к чувству ответственности (например, во время экзаменов). Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к са м оанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей.

Опасения адресуются к возможному, даже к маловероятному, в будущем: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к которым они обнаруживают чрезвычайно си л ьную привязанность.

Невзгоды, уже случившиеся, пугают их гораздо меньше.

Мальчикам бывает особенно свойственна тревога за мать: как бы она не за б олела и не умерла, не попа л а бы под транспорт и т. п. Если мать опаздывает, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.

Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся выдуманные приметы и ритуалы.

Например, выходя из дома, пер е ступать порог только левой ногой, на контрольные и экзамены надевать одну и ту же “счастливую” рубашку и т.п.

Другой защитой является с пециально выработанные педантизм и формализм, которые питаются мыслью, что если все заранее предусмотреть и не уклоняться от намеченного плана, то н и чего плохого не случится.

Нерешительность особенно п роявляется в долгих и мучительных колебаниях, когда надо сделать самостоятельный выбор.

Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено, при этом вдруг обнаруживается поразительная нетер п еливость. У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и неуверенности. Она проявляется неожиданными самоуверенными и безапелляционными высказываниями, утрированной ре ш имостью и скоропалительностью действий в моменты, когда как раз требуется осмотрительность и осторожность.

Постигающие при этом неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения. Ф и зиче с кое развитие обычно оставляет желать лучшего. Все ручные навыки и занятия с портом даются плохо.

Исключение составляют лишь те виды спорта, при занятиях которыми нагрузка падает на ноги (бег, прыжки, лыжи, велосипед). В этих видах иногда достигаются лучшие результаты.

Подростковая реакция эмансипации выраже н а слабо и нередко замещена патологической привязанностью , к кому-либо из близких. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах.

Увлечения, как правило, ограничиваются интеллектуально-эстетическими хобби.

Сексуальное развитие зачастую опережает общее физическое.

Подростковые нарушения поведения ( делинквентность , побеги из дома, алкоголизация) психастеникам не присущи.

Самооценка, н е смотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой. Часто выделяется склонность находить у себя черты самых разных типов, в том чи с ле совершенно не свойст венные, например, истерические.

Психастеническая акцентуация служит благодатной почвой для развития обсессивного невроза.

Воспитание в условиях “повышенной моральной ответственности”, когда взрослые перекладывают на детские плечи заботы по уходу и надзору за малышами или беспомощными членами семьи, рез к о усиливает психастенические черты. “Повышенная ответственность” может быть связана со слишком большой надеждой родителей на выда ю щиеся успехи ребенка и подростка в учебе, занятиях музыкой и т.п.

Склонный к психастении подросток чутко улавливает эти высокие родительские экспектации и страшится их не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительско й любви.

Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции , сочетающееся с постоянными и чрезмерными призывами к чувству ответственности, предусмотрительности, с запугиванием возможными неприятностями и невзгодами также может привести к психопатическому развитию психастенического типа.

Шизоидный тип. С первых лет такие дети любят играть одни. Они мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой. К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются.

Прежде всего бросаются в глаза з амкнутость и отгороженность . Иногда духовное одиночество мало тяготит подростка , который живет своими, необычными для других, интересами и увлечениями. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживается.

Неудачные попытки найти себе друга по душе, мимозоподобная чувствительность в моменты таких поисков, быстрая истощаемость в контакте (“не з н аю о чем еще говорить”) побуждают к еще большему уходу в себя.

Замкнутость сочетается с недостатком интуиции - неумением догадаться о несказанном другими вслух, угадать их желания, почувствовать чужие переживания, неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. К недостатку интуиции примыкает недостаток сопереживания — неумен и е откликнуться на радость или печаль другого, понять обиду, отозваться на чужое беспокойство и волнение. Слабость интуиции и сопереживания создает впечатление холодности и черствости.

Некоторые поступки могут показаться жестокими, но они связаны с неспособностью вчувствоваться в страдания других, а не с желанием получить садистское наслаждение.

Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и зачастую бывает заполнен фантазиями и увлечениями.

Шизоидные подростки могут раскрываться не ожиданно и обычно перед человеком малознакомым, и даже случайным, но чем-то импонирующим их прихот ливому выбору. В то же время их внутренние переживания могут навсегда оставаться скрытыми от близких или от тех, кого они знают много лет.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают неожиданными и непонятными для окружающих многие поступки, ибо весь ход предшествующих пер е живаний и мотивов остается скрытым.

Чудачества бывают неожиданны, но не служат эгоцентрической цели привлечь к себе внимание.

Подростковая реакция эмансипации обычно проявляется весьма своеобразно.

Шизоидный подросток может терпеть мелочную опеку в быту и даже не замечать ее, подчиняться установленному распорядку и режиму, но готов реагировать бурным протестом на малейшую попытку в торгнуться без дозволения в мир его интересов , увлечений и фантазий. Од н ако реакция эмансипаци и легко может оборачиваться социальной нонконформностью —негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над распространенными идеалами, интересами и духовными ценностями, злопыхательством по поводу “отсутствия свободы”. Подобные суждения м о гут подолгу скрытно вынашиваться и н е жданно для всех реализоваться в решительных действиях или публичных выступлениях.

Прямолинейная критика других в таких случаях осуществляется без учета ее последствий для себя. Реа к ция группирования со сверстниками внешне выражена слабо. Зам к нутость затрудняет контакты, а неподатливость общему влиянию не п озволяет полностью слиться с группой.

Иногда шизоидные подростки подвергаются насмешкам и преследованиям сверстников, иногда же, благодаря холодной сдержанности и неожиданному умению постоять за себя, внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Но успех среди сверстников может быть предметом сокровенных фантазий шизоидного подростка.

Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и постоянств о м. Чаще встречаются интеллектуально-эстетические хобби.

Увлечения нередко таят от других, боясь непонимания и насмешек.

Делятся ими, если встречают интерес, но никогда не выставляют напоказ. В спорте пр е дпочитают индивидуальные занятия, но не кол л ективные игры. Место увлечений могут занимать о динокие многочасовые прогулки.

Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки: игра на музыкальных инструментах, всяческие поделки.

Сексуальная а к тивность для о кружающих обычно остается незамеченной.

Однако внешняя “асексуальность”, презрение к половой жизни м о гут сочетаться с упорным онанизмом и яркими эротическими фантазиями.

Болезненно чувствительные в компаниях, не способные на флирт и ухаживание, не умеющие добиться сексуальной близости в ситуации, где она возможна, шизоидные подростки могут внезапно для других проявлять сексуальную акт и вность в са м ых грубых и даже извращенных формах: вступать в связь со случайными встречными, онанировать под чужими окнами, эксгибиционировать перед малышами, часами сторожить, чтобы под с мотреть чьи-то обнаженные гениталии и т. п. Подобная сексуа л ьная активность и сексуальные фантазии глубоко таятся. Даже когда подобные действия обнаружены, стараются не раскрывать мотивов и переживаний.

Алкоголизация встречается редко.

Опьянение обычно не сопровождается эйфорией.

Уговорам и питейной атмосфере компаний легко противостоят.

Однако у некоторых небольшие дозы крепких напитков облегчают установление контактов и устраняют чувство неестественности во время общения. Тогда ал к оголь может регулярно использоваться в качестве своеобразного “коммуникативного допинга'. Может возникнуть необычная психическая зависимость, отличная от известной психиче с кой зависимости у алкоголиков. В указанных случаях прием а л когольного допинга подростком становится необходимым ритуалом перед вынужденными активными общениями . С той же целью легко могут быть начаты приемы наркотиков.

Опасность токсикоманического поведения у шизоидов больше, чем алкоголизации.

Делинквентное поведение встречается нечасто. Групповые правонарушения не свойственны.

Однако преступления могут совершаться “во имя гр у ппы”, чтобы группа “признала свои м ”. В одиночку совер ш аются и сексуальные правонарушения.

Самооценка шизоидов отличается избирательностью.

Хорошо отдают себе отчет в своей замкнутости, трудности контактов, непонимании окружающих.

Противоречия же в своем поведении не замечаются или им не придается значения. Любят подчеркивать свою н е зави симость и самостоятельность.

Обычно приписываемые шизо и дам соматические признаки (худощавость, дряблая мускулатура, сутуловатость) на фоне акселерации могут искажаться эндокр и нными сдвигами, обу с ловливая, например, избыточную полноту.

Ударам по “слабому звену” шизоидной акцентуации является ситуация, в которой необходимо быстро и легко вступать в неформальные контакты (формальные контакты, в отличие от сенситивных подростков, при шизоидной акцентуации даются относительно легко) . Н е переносимым является также грубое насильс т венное вторжение в интимный мир фантазий и увлечений. Другие же психические травмы переносят с я иногда удивительно стойко. В целом шизоидная акцентуация по миновании подросткового возраста обычно не препятствует хорошей социальной адаптации. Ш и зоидная акцентуация сочетается с повышенным риском заболевания вялотекущей шизофренией. Повы шение риска прогредиентной ш изофрении менее отчетливо. Этот тип акцентуации в подростковом возрасте предрасполагает также к транзиторной метафизической интоксикации.

Эпилептоидный тип. Лишь в части случаев черты этого типа явственно проступают еще в детстве. Такой ребенок может час а ми плакать и его невозможно ни уте шить, ни отвлечь, ни приструнить.

Наряду с этим, могут 1 выявиться садистские склонности, дети Любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными.

Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему “своему” и крайне злобная реа к ция на тех, кто собирается покушаться на их собственность. В школе обнаруживается мелочная а к куратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства. В большинстве случаев черты этого типа становятся очев и дными только в подростковом возрасте.

Главной и з них является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражени е м и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часа м и, реже днями, постепенно н а чинаясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость.

Вспышки возбуждения лишь при первом впечатлении кажутся внезапными.

Аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли.

Аффекты не только сильны, но и продолжит е льны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения и. неспособность учесть его превосходящую силу. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе порою тяж к их повреждений.

Инстинктивная жизнь отличается бол ь шим напряжени е м.

Сильное сексуальное влечение, склонность к сексуальным эксцессам мо г ут сочетаться с садистскими и мазохистическими наклонностями.

Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности. Алк о гольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В пьяном виде могут быть совершены поступки, о которых потом не остается воспоминаний. Тем не менее нередкой бывает склонность напиваться “до отключения”. Брутальность сказывается во всем; крепкие на п итки предпочитаются вину, крепкие папиросы — сигаретам и т. п. В опьянении легко возникают как агрессивные, так и аутоагрессивные аффективные реакции.

Реакция эмансипации нередко протекает тяжело. От родных требуют не только “свободы” и самостоятельности, но и “прав”, доли имущества, материальных благ. Перед начальством склонны к угодничеству, если ждут каких-либо преимуществ.

Реакция группирования со сверстниками со п ряжена со стремлением к властвованию. В группе же л ают устанавливать порядки, выгод ные для себя. Могут хорошо адаптироваться в условиях строгого дисциплинарного режима, где умеют подольститься к начальству, заполучить определенную власть над другими подростка м и и умело использовать ее для своей выгоды.

Власть в руках эпилептоидного подростка может быть ударом по его “слабому звену”. Упоенный властью, он теряет контроль над собой, настолько угнетает и подавляет попавщих под его зависимость, что против него зреет всеобщий бунт, который лишает его былых преимуществ и надолго дезадаптирует . Среди увлечений должна быть отмечена склонность к азартным играм . Страсть к обогащению очень легко пробуждается.

Коллекционирование привлекает прежде всего материальной ценнос т ью собранного. В спорте заманчивым кажется то, что по з воляет развить физическую силу. В сфере увлечений могут оказаться и различные поделки, особенно требующие тщательности исполнения и сулящие материальную выгоду.

Музыкой и пением охотно занимаются наедине, получая от этого особое чувственное наслаждение. Общ и ми чертами являются также вязкость, тугопод вижность , тяжеловесность, инертность, что откладывает отпечаток на всем — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей.

Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающ и й всех педантизм — все это рассматривается некоторыми авторами как способ компенсации с о бственной инертности.

Большое внимание к своему здоровью, бережное соблюдение собственных интересов сочетаются со з л о памятностью, несклонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении интересов. М. С. Певзнер (1941) обратила внимание на особы й вариант эпилептоидности у подростков, отличавшихся, по ее мнению, “ гиперсоциальностью ”—любовью к труду, аккуратностью, подчеркнутой “правильностью” во всем поведении. В. В. Ковалев (1973) именно эти качества характера расценил как компенсаторные. По нашему наблюдению, подобная “ гиперсоциальность ” остается о днобокой: подростки оказываются способными на “двойную жизнь ”: слывут примерными в одной ситуации и обнаруживают крайнее себялюбие, злобность, склонность к агрессии, моральную и физическую жестокость в другой.

Внешний облик эпилептоидного подростка, описанный Г. Е. Сухаревой (1959)—приземистая крепкая фигура, масс и вный торс с короткими конечностям и , круглая, чуть вдавленная в плечи голова, большая челюсть, крупные гениталии у мальчиков—встречается часто, но, конечно, дал е ко не всегда.

Самооценка носит односторонний характер.

Отмечаются склонность к периодам мрачного расположения духа (“на меня находит ”), осмотрительность, приверженность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью, беспокойство о здоровье, даже склонность . к ревности. В остальном пр е дставляют себя гораздо более конформными, чем это есть на самом деле.

Скрытая акцентуа ц ия по эпилептоидному типу обнаруживается либо в ситуации, которая наносит удар по “слабому звену”, например, при конфликтах по поводу ущемления инте р есов, при возможности проявить деспотическую власть, . либо под влияни е м алкогольного опьянения, которое, как указывалось, протекает очень тяжело . Эпилептоидная акцентуация является почвой для острых аффективных реакций, ситуативно обусловленных нарушений поведения долинквентного и даже криминального типа , ранней алкоголизации, а также психопатического развития. Особенно пагубны м является воспитание в условиях жестоких взаимоотношений.

Гипоопека может способствовать наслоению черт неустойчивости, потворствующая гиперпротекция — истероидности . Истероидный тип.

Главной чертой является эгоц е нтризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. На худой конец предпочитаются даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. В с е остальные качества определяются этой чертой.

Нередко приписываемая истероидам внушаемо сть отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма.

Лживость и фантазирование цел и ком на п равлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание.

Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при бол ь шой выразит е льности, театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству. Все эти черты нередко намечаются с детских лет. Такой ребенок не выносит, когда при нем хвалят других детей, дру г им уделяют внимание.

Игрушки ему быстро надоедают и часто служат лишь предметом хвастовства перед другими малышами.

Насущной потребностью рано становится привлечение к себе взоров, выслушивание восторгов и похвал. Для этого дети с истероидными чертами охотно декламиру ю т стихи, танцуют, поют.

Успехи в учебе во многом опред е ляются тем, ставят ли их в пример другим. В подростковом возрасте с той же целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, могут использоваться нарушения поведения.

Делинквентность сводит с я к прогулам, нежеланию работать и учиться, так как “серая жизнь” их не удовлетворяет, а занять в учебе и труде престижное положение, которое бы тешило их сам о любие, у них не х в атает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Тем не менее безделье и праздность сочетаются с очень высокими, фактически не удовлетворим ыми претензиями в отношении будущей профессии.

Склонны к вызывающему поведению в общественных местах. Более тяжких на р ушений поведения обычно избегают.

Побеги из дома могут начаться с детских лет. Убежав, дети или подростки стараются быть там, где их будут искать, или обратить на себя внимание милиции (такие демонстративные побеги обычно являются следствием реакции оппозиции). Склонны преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть и з ысканным выбором алкогольных напитков.

Иногда такие подростки готовы изобразить из себя наркоманов.

Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз - другой какой-либо доступный суррогат, они любят расписывать свои наркотические эксцессы, необ ы чный “кайф”, при ем экстравагантных наркотиков, вроде героина или ЛСД. Детальный расспрос обнаруживает, что нахватанные сведения быстро истощаются. Если ничем други м не удается привлечь к себе внимание, то в ход могут пускаться мнимые болезни, ложь и фантазии.

Последние всегда предназначаются для о кружающих.

Выдумывая, легко вживаются в роль, вводят в заблужден и е доверчивых людей . Истероидная акцентуация нередко сочетается с психическим инфантилизмом (гармоничным психофизиче ским или с психическим на фоне физической акселера ции). Вследствие инфантилизма в подростковом возрасте сохраняется детская реакция оппозиции на утрату или уменьшение вн и мания со стороны близких, на по терю роли семейного кумира.

Проявления этой реакции могут быть теми же, что и в детстве—уход в болезнь , попы т ки избавиться от того, на к ого переключилось внимание (на п ример, заставить мать разойтись с появившимся отчимом). Но чаще реакция оппозиции про является подростковыми нарушениями поведения—вы пивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство асоциальные компании сверстников—все это предназначается лишь для того, чтобы языком поступков про сигнализировать близким: “Верните мне прежнее вни мание и заботу, иначе я собьюсь с пути”. Реакция эмансипации может иметь бурные внешни е проявления—громо г ласн ы е требования свободы, конфликты и т. п. На са м ом же деле настоящей свободы и самостоятельности вовсе не ищут, от внимания и забот близких вовсе не жаждут избавиться.

Реакция группирования со сверстниками сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Не обладая ни достаточной стеничностью , ни бестрепетной готовностью подчинять себе других, такие подростки добиваются ведущего положения иными средствами.

Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе, еще т о лько назревающих в ней желаний, стр е млений, событий, истероидные подростки становятся их первыми выразителями, застрельщиками, зажигателями . В порыве, воодушевленные обращенными на них взорами, могут повести за собой других, даже проявить отвагу. Но всегда оказываются во жаками на час, так как перед неожиданными трудн остями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взглядов, сразу теряют в есь задор.

Пытаются также возвыситься в среде сверстников, “пуская им пыль в глаза” россказня м и о своих былых “удачах” и “похождениях ”. Товарищи вскоре распознают за внеш ними эффектами внутреннюю пустоту.

Поэтому истероидные подростки не склонны подолгу задерживаться в одной группе сверстников и охотно устремляются в но вую, уверяя, что “разочаровались в прежних приятелях”. Увлечения целиком питаются эгоцентризмом. Для этого может в ы бираться и художественная самодеятельность (особенно те ее виды, которые популярны в среде сверстников). Но той же цели могут служить и гимнастика й о гов, и модные философские течения, и необычные коллекции и многое другое, если только оно не требует слишком упорного труда и позволяет покрасоваться перед другими.

Сексуальное влечение не отличается ни силой, ни на п ряженностью. В сексуальном поведении также много театральной игры. Юноши чаще скрывают свои сексуальные переживания, уходят от бесед на эти темы, чувствуя, что среди товарищей в этой об л асти они могут легко оказаться не на “высоте”. Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные и выдумывать несуществующие связи, способны на оговоры и самооговоры, могут разыгрывать роль распутниц и проституток, наслаждаясь о шел о мляющим впечатлением на собеседника.

Самооценка очень далека от объективности.

Обычно представляют себя такими, какими в данный момент можно скорее всего обратить на себя внимание. Удары по эгоцентризму являются самыми чувствительными для истероидной натуры.

Неспособность занять видное п о ложение среди сверстников, разоблачение приукрашивающих вымыслов с пер с пективой быть осмеянным и и низ в ергнутыми с пьедестала, крах надежд при высок о м уровне притязаний, утрата внимания со стороны значимых лиц — все это может повести и к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая суицидальные демонстрации, и к истерическому неврозу, и к демонстративным н арушениям поведения.

Сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании (“кумир семьи”) легко приводит к психопатическому развитию.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим д етям.

Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части встречаются симптомы невропатии (ночной энурез , заикание и др.). С первых классов школы нет желания учиться. Нехотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случай отлынивать от занятий.

Полное безволие обна руживается, когда дело касается любого труда, испол нения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед н и ми старшие. Рано выявляется повы ш енная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности , безделью.

Убегают с уроков в кино или просто погулять по у л ице.

Подстрекаемые более стеничными товарища м и, могут ради компании убежать из дома.

Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и смену легких в п ечат л ений.

Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи. Когда становятся подростками, то прежние раз в лечения, вроде кино, теперь уже не забавляют. Ищут более острых и сильных ощущений—в ход идут хулиган с кие поступки, алкоголизация, проявляется и нтерес к наркотизации.

Нарушения поведения, делинквентность прежде всего обусловлены ж е ланием поразвлечься. Выпивки начинаются рано (иногда с 12—14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушения.

Реакция эмансипации тесно сопряжена все с тем же желанием удовольствия и разв л ечения.

Глубокой любви к близким они никогда не питают . К семейным бедам и заботам относятся с равнодушием.

Родные для них — прежде всего источник средств для развлечений. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям.

Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих компаниях прежде всего ищут места для развлечений.

Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся орудием таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а п л оды пожинают более стеничные члены группы, Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы.

Доступным оказывается только информа т и вно - коммуникативн ы й тип хобби, да еще азартные игры.

Отсюда многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, детективно-приключенческие интересы— все это питается жаждой впечатлений, новой легкой информацией, не требующей никакой интеллектуа л ьной переработки.

Знакомс т ва предпочитаются такие же легкие, как получаемая информация, они нужны только, чтобы ею обмениваться.

Веселая компания всегда важнее преданного друга.

Полученные сведения легко забываются, в подлинный их смысл не вникают, никаких выводов не делается. К занятиям спортом испытывают отвращение.

Только автомашина и мотоц и кл предста в ляются заманчивыми как источники почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в ру к ах. Но упорные занятия и здесь отталкивают. Предпочитается угон автомашин и мотоциклов с целью покататься.

Художественная самодеятельность не привлекает, даже модные ансамбли скоро приедаются.

Сексуальное влечение не отличается силой, но пребывание в уличных группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с извращениями. Сексуальная жизнь становится таким же источником развлечений, как выпивки и хулиганские похождения. Романтическая влюбленность проходит мимо неустойч и вых подростков, чувство влюбленности для них остается незнак о мым. Учеба легко забрасывается.

Никакой труд не привлекает.

Работают тол ь ко в силу крайней необходимости.

Поражает равнодушие к своему будущему—не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком – либо положении для себя. Живут только настоящим, желая извлечь из него максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С угрозой наказания бывают связаны первые поб е ги из дома и из интернатов . Повторные же побеги нередко обусловлены тягой к “свободной жизни”. Слабоволие и трусость позволяют удерживать неустойчивых в условиях сурового и жестко регламентированного режима. Ко г да безделье грозит наказанием, а ускользнуть некуда, они нехотя смиряются и работают.

Самооценка обычно необъективна : себе приписывают гипертимные или ко н формные черты.

Главное “слабое звено' неустойчивой акцентуации — остаться бе з пристального на д зора, быть предостав л енным самому себе.

Скрытая акцентуация по неустойчивому типу обнаруживается, когда подросток, до определенного момента бывший под строгим присмотром, в силу обстоятельств в н езапно оказывается лишенным постоянного контроля. Он сразу же . попадает в асоциальную компанию, начинает алкоголизироваться и совершает пра в онарушения. При воспитании по типу гипопротекции из неусто й чивой акцентуации раз в ивается психопатия.

Конформный тип . Главная черта — постоянная и чрез м ерная конформность к своему непосредственному привычному окружению.

Жизненное прави м о —думать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все было “как у всех” — от одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. При этом под “всеми” подразумевается привычное окружение. От него стараются ни в чем не отстать но и не любят выделяться, забегать вперед. Это особенно проявляется на отношении к модам одежды. Когда появляется какая-либо новая мода, то нет больших ее хулителей, чем представители конформного типа. Но как только их среда осваивает новую моду, они сами облачаются в эту одежду , забыв о том, ч то говорили ранее. В жизни любят ру к оводствоваться сентенциями и в трудных случаях ищут в них утешения и оправдания (“утраченного не воротишь” и т. п.). Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять.

Поэтому оказываются полностью продуктом своей микросреды. В хорошем окружении ста новятся не п лохими людьми, исполнительными работниками. Но, попав в дурную среду, со временем усваива ют все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило прежнему модусу жизни и как бы пагубно ни было. Хотя адаптация к новой среде происходит медленно и первое время тяжело, но, когда она уже осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя.

Поэтому конформные подростки “за компанию ” легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонару ш ения.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью . Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации,—это и есть истина. И даже если по этим каналам начинают поступать св е дения, явно противоречащие действительности, они по-прежнему принимаются за чистую монету.

Консерватизм идет рука об руку с конформностью . Новое не любят, потому что не могут к нему быстро приспособиться.

Трудно осваиваются в новой обстановке.

Правда, в наших условиях они открыто в этом не признаются, потому что в подавляющем большинстве наших микроколлективов чувство нового высоко ценится, новаторы поощряются и т.п. Но положительное отношение к новому остается только на словах. На деле же предпочитается стабильное окружение и раз навсегда установленный порядок.

Нелюбовь к нов о му прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается и просто новичка, появившегося в “своей” группе, и особенно представителя другой среды, другой манеры держать себя и даже другой национальност и . 0пекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа и проходит без нарушений.

Поэтому только в подростковом возрасте начинают выявляться конформные черты. Учеба с ее четкой регламентацией и стабильным режимом не представляет чрезмерных трудностей.

Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения.

Нередко решающим в выбо р е профессии или в избрании места, где продолжать учебу, является то обстоятельство, что в то или иное учебное заведение поступают большинство товарищей. Если привычная подростковая группа почему-либо отвергает конформного подростка, то это воспринимается как одна из самых тяжелых психиче с ких травм.

Реакция эма н сипации ярко проявляется только в том случае, когда родители и воспитатели отрывают конформного подрос т ка от привычной ему среды сверстников, когда они противодействуют его стремлению быть “как все”, перенять распространившиеся подростковые моды, увлечения, манеры, намерения.

Увлечения конформного подростка целик о м определяются его средой и велением времени.

Слабое место в конформном характере—непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. К острым аффективным реакциям особой склонности не обнаруживается.

Дурное влияние среды чаще всего толкает к алкоголизации.

Психопати и ко н формного типа не бывает.

Гипопротекция , безнадзорность, асоциальное окружение могут привести к психопатическому развит и ю по неустойчивому типу. Во с питание в у с ловиях жестоких взаи 1 моотн о шений приводит к эпилептоидизации . Самооценка конформных подростков может быть неплохой.

Большая часть из них довольно правильно отмечает основные черты своего характера.

Конформно-гипертимный тип представляет собой вариант конформного типа. Ему п о ми мо выраженной конформности присуща повышенная витальная самооценка. Такие подростки н есколько эйфоричны , подчеркивают свое здоровье, бодрость, хороший аппетит и сон. Им свойственна чрезмерно опт и мистическая оценка своего будущего, убежденность в и с полнении желаний. Но этим и ограничивается их сходство с гипертимным типом. Ни активности, ни живости, ни предприимчивости, ни инициативы, ни умения лидировать они не обнаруживают. Во всем остальном го с подствует конформность —та к ие подростки податл и вы дисциплине и регламентированному режиму, особенно если все это соблюдается окружающими. Смеша н ные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных а к центуаций . Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний.

Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закон о мерностям. Черты одн и х типов сочетаются друг с др у гом довольно часто, а других практически никогда.

Существует два рода сочетаний.

Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а т акже, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные ла бильно-ци к лоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротиче ским и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный , шизоидо-психастенический , шизоидо-эпилептоидный , шизоидо-истероидный , истероидно-эпилептоидный . В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные т и пы— это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро др у гого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не в се, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой.

Следует отметить, что гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе.

Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый — неустой ч ивости на шизоидную или эпилептоидную основу.

Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выраж е ния истероидных черт.

Конформнон еустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестоких взаимоотношений.

Другие сочетания практически не встречаются.

Заключение.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.

Характер – это отношение, закрепленное в привычных формах поведения.

Физиологическая основа характера – это сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта., воспитания. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности.

Характер не наследуется и не является прирожденным, а так же постоянным и неизменным свойством личности характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека и его воспитания.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность.

Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.

Разное

Подобные работы

Родство и различие психики животных и человека

echo "Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 основных вопроса. Первый – раскрывает проблему развития психики животных. Во втором – рассматривается иная форма психики, обладаю

Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

echo "Факультет: коррекционной педагогики Кафедра: олигофренопедадогогики Отделение: специальной психологии Работу выполнила: Студентка 5 курса 11(8) группы Сердюкова Н.В. Научный руководитель: Волков

О психологии семьи как малой группы

echo "Различают следующие психологические характеристики межсупружеского общения: доверие друг к другу без опасений взаимного неприятия и осуждения; сходство в отношениях к окружающему миру, людям; ур

Курс лекций по ораторскому искусству

echo "Каждый член группы представляется (Меня зовут Дима...) Каждый последующий повторяет имена всех предыдущих в том порядке, в котором они представлялись и называет свое имя. Упражнение № 2 Участву

Из истории психологических тестов

echo "История психологического теста уходит своими корнями в древние времена, и я в своем реферате попыталась частично осветить некоторые ммоменты его развития. 1. Представления о тесте странами древн

Развитие и функции речи

echo "Заключение. Список литературы. Введение. В реферате по теме “Развитие и функции речи” рассмотрено происхождение вида Homo sapiens и развитие у него речи. Данная работа состоит из введения, ос

Человеческий характер

echo "Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируетс

Темперамент

echo "Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких