Теоретическая часть курсов вождения

Теоретическая часть курсов вождения

Система смазки.

Система питания.

Система зажигания. Шасси Трансмиссия Сцепление.

Коробка перемены передач.

Карданная передача.

Главная передача.

Дифференциал.

Задний мост.

Полуоси.

Ходовая часть Подвеска. Колёса.

Механзм управления Рулевое управление.

Тормозная система. Кузов.

Двигатель - источник механической энергии - приводящей в движение. Шасси - совокупность механизмов,предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам, для передвижения автомобиля. Кузов - несущая чать автомобиля, к которой крепится всё остальное. Общее устройство двигателя.

Двигатель четырёх тактный, четырёх цилиндровый. Такт 1: Впуск горючей смеси. Такт 2: Сжатие горючей смеси.

Степень сжатия от 6 до 8. Такт 3: Воспламенение горючей смеси (рабочий ход). Такт 4: Выпуск отработавших газов.При этом такте некоторое время открыты оба клапана для лучшего очищения цилиндра от продуктов горения.

Поршень при движении имеет две мёртвых точки: нижнюю и верхнюю.

Верхняя мёртвая точка Нижняя мёртвая точка Объём камеры сгорания + объём рабочий = объём полный. V(кс)+V(р)=V(п). Степень сжатия: Е=V(п)/V(кс). Устройство кривошипно-шатунного механизма. КШМ состоит из подвижных и не подвижных деталей. К подвижным деталям относятся: - поршни; - шатуны, соединяющие поршни с коленчатым валом; - коленчатый вал на котором монтируются: маховик(гаситель крутильных колебаний двигателя), шестерня, приводящая в работу газораспределительный механизм, шкив. Кроме того на нём имеются четыре шатунные шейки и пять коренных шеек, а также щёчки и противовесы. К неподвижным деталям относятся: - блок цилиндров вместе с гильзами цилиндров, выполненный вместе с верхней частью картера; - головка блока цилиндров, в которой находится газораспределительный механизм (коромысла и клапаны); - крышка головки блока цилиндров.

Устройство газораспределительного механизма. ГРМ служит для обеспечения своевременного заполнения цилиндров двигателя бензовоздушной смесью и удаления продуктов сгорания.

Основные детали: - распределительный вал; - толкатели; - штанги; - валик коромысел; - коромысла; - клапаны впускные (большего диаметра) и выпускные (меньшего); - пружины клапанов.

Распределительный вал имеет: - текстолитовую шестерню, находящуюся в постоянном зацеплении с шестернёй коленчатого вала; - восемь кулачков; - шестерню привода масляного насоса; - эксцентрик для привода топливного насоса. Валик коромысел крепится на пяти стойках на головке блока цилиндров.На нём смонтированы коромысла,короткие плечи которых находятся в постоянном соприкосновении со штангами, а длинные плечи со стержнями клапанов.

Клапаны имеют двойные пружины,втулки,а также резиновые колпачки(сальники). Устройство системы охлаждения.

Система охлаждения служит для поддержания оптимального теплового режима двигателя путём отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей. Она состоит из следующих деталей: - радиатор, служит для передачи теплоты охлаждающей жидкости окружающему воздуху. Он состоит из верхнего и нижнего бочков, между ними три ряда латунных трубок, между которыми припаяна гофрированная лента (фольга) для увеличения площади охлаждения.

Верхний бачок имеет заливную горловину,закрываемую пробкой. В пробке имеются два клапана: водяной и воздушный; - расширительный бачок служит для поддержания постоянного объёма охлаждающей жидкости; - жалюзи служат для изменения количества воздуха,проходящего через радиатор.

Управляются из кабины; - водяной насос создаёт циркуляцию жидкости, препятствует образованию паровоздушных пробок и обеспечивает равномерное охлаждение двигателя. Он распологается в передней части двигателя и приводится во вращение через клиноременную передачу.

Основные детали насоса: - корпус; - вал, на котором крепятся вентилятор и крыльчатка насоса; - крыльчатка (пластмассовая или дюралевая); - подшипники вала; - самоуплотняющийся сальник; - вентилятор усиливает поток воздуха, проходящего через радиатор; - термостат служит для автоматического поддержания температурного режима в двигателе. Он открывается при температуре от 76° до 82°С. Причины перегрева двигателя: - не открывается клапан термостата; - обрыв ремня привода или ослабление его натяжения; - закрыты жалюзи (в летнее время); - забиты ячейки радиатора; - повреждение вентилятора; - недостаточное количество жидкости в системе охлаждения.

Причины переохлаждения двигателя: - не закрывается клапан термостата; - жалюзи находятся в открытом положении (в зимнее время); - отсутствует утеплительный фартук (в зимнее время). Устройство системы смазки.

Система смазки предназначена для подвода масла к трущимся деталям.

Система смазки обеспечивает смазку трущихся деталей двигателя, необходимую для уменьшения износа деталей. Кроме того масло охлаждает трущиеся поверхности и очищает их от продуктов износа.

Основные детали системы: - поддон (нижняя часть картера); - масляный насос; - масляный фильтр; - датчик указателя давления масла в системе; - датчик контрольной сигнальной лампы.

Поддон служит для хранения масла.

Масляный насос служит для подачи масла к трущимся деталям двигателя. Он - шестерёнчатого типа.

Состоит из: - корпуса; - приёмного патрубка; - двух шестерён, одна из которых ведущая (металлическая), вторая - ведомая (металлокерамическая). Редукционный клапан служит для регулирования давления масла в системе.

Масляный фильтр служит для очистки масла и состоит из: - корпуса; - крышки; - фильтрующего элемента; - стержня с двумя отверстиями; - пружинного клапана; - датчика контрольной сигнальной лампы.

Масляный радиатор служит для охлаждения масла. Имеет шесть трубок, в которые впаяны гофрированные ленты.

Система смазки комбинированная: - под давлением смазываются: кореные и шатунные подшипники (вкладыши) коленчатого вала и распределительного вала, вал коромысел и втулки коромысел; - самотёком смазываются: штанги, толкатели,кулачки газораспределительного механизма; - под разбрызгиванием смазываются:гильзы цилиндров при совпадении отверстий в шатунных шейках с отверстиями в верхних крышках шатунов.

Устройство системы питания.

Система питания предназначена: - для хранения топлива: топливный бак - для подачи топлива к карбюратору: топливный насос - для приготовления горючей смеси: карбюратор - для подачи её в цилиндры: впускной трубопровод - для очистки топлива и воздуха: топливный и воздушный фильтры - для выпуска отработавших газов: система ввыпуска отработавших газов (выпускной трубопровод (коллектор), резонатор, глушитель) Горючая смесьсмесь приготавлимая карбюратором.

Рабочая смесьсмесь горючей смеси с отработавшими газами, оставшимися в цилиндрах двигателя.

Состав горючей смеси: ВозБенКоличество Эффективность дух. зин. смеси. кг кг 15 1 нормальная сгорание смеси полное, необходимые мощность и экономичность 16,5 1 обеднённая сгорание смеси полное, экономично,но снижается мощность более двигатель работает неустойчиво, мощность сни- 16,5 1 бедная жается, перегрев двигателя до 13 1 обогащённая достигается наибольшая мощность менее мощность и экономичность снижаются, нагар на 13 1 богатая гильзах и поршнях, чёрный дым из глушителя, появляется угарный газ (СО) В систему питания входят: - топливный бак: состоит из двух штампованных половин из жести. Имеет фильтр, выполненный вместе с заборной трубкой, датчик указателя уровня топлива (реостат), заливную горловину с пробкой и воздухоотводной трубкой,пароотводный штуцер с трубкой,сливной кран со сливной трубкой; - топливный насос, который имеет три основных части: корпус, головку, крышку головки: - корпус имеет два рычага ручной и автоматической подкачки топлива (сдвоенный). Внутренний конец рычага постоянно воздействует на шток, а шток вместе с пружиной крепится к диафрагме.Диафрагма крепится между корпусом и головкой насоса; - головка имеет два впускных клапана,закрываемых фильтрующей сеткой, и один нагнетательный клапан; - крышказакрывает головку насоса; - фильтр тонкой очистки (отстойник) имеет корпус, стакан отстойника,стакан фильтрующего элемента, фильтрующий элемент (керамический), два коромысла, держатель коромысел, гайку-барашек; - фильтры очистки воздуха: - инерционно-масляный состоит из корпуса и патрубков. На 1/3 корпуса заливается масло (как фильтрующий элемент); - 'сухой' фильтр состоит из корпуса, заборного патрубка и фильтрующего элемента; - глушитель входит в систему выпуска отработавших газов. В эту систему ещё входят: - выпускной патрубок (коллектор); - приёмная труба глушителя (штаны); - промежуточные трубы; - дополнительный глушитель (резонатор); - карбюратор предназначен для приготовления горючей смеси и подачи её в цилиндры двигателя.

Современные кабюраторы, в отличие от простейшего, имеют несколько дополнительных устройств и систем.

Например: - систему холостого хода; - главную дозирующую систему; - экономайзер; - ускорительный насос; - систему разбалансировки карбюратора; - систему автоматического отключения холостого хода.

Устройство и работа карбюратора К-126Г. Карбюратор имеет две смесительные камеры, одну поплавковую камеру, систему холостого хода (главный топливный жиклёр, жиклёр холостого хода,воздушный жиклёр, смесительная трубка, специальный канал для подвода горючей смеси в смесительную камеру и регулировочный винт), главная дозирующая система (каждая смесительная камера имеет свою систему), которая состоит из главного топливного жиклёра, жиклёра холостого хода, имульсионной трубки и малого диффузора (точно также устроена главная дозирующая система вторичной камеры). Карбюратор имеет также поплавковую камеру, внутри которой имеется поплавок, игольчатый клапан, сетчатый фильтр, экономайзер, ускорительный насос и систему пуска двигателя (заслонку). Карбюратор работает: 1. В режиме холостого хода: Под воздействием разряжения, создаваемого поршнями,в первичной смесительной камере топливо проходит через главный топливный жиклёр,жиклёр холостого хода и поступает в соеденительный канал (смесительную трубку),где смешивается с воздухом, проходящим через воздушный жиклёр, далее горючая смесь проходит по специальному каналу и поступает в смесительную камеру, проходя под дроссельной заслонкой. 2. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки вступает в действие главная дозирующая система первичной камеры.

Горючая смесь приготавливается в смесительной трубке и дальше поступает через малый диффузор в смесительную камеру над дроссельной заслонкой.На малых и средних оборотах система холостого хода и главная дозирующая система работают вместе, что ведёт к перерасходу топлива. Как только дроссельная засслонка первичной камеры откроется на 2/3 своего хода,вступает в работу, через систему рычагов, главная дозирующая система вторичной камеры. 3. При полной нагрузке двигателя смесь, обогащённая при помощи экономайзера попадает во вторичную камеру. Шток с поршнем экономайзера двигается вниз и открывается клапан экономайзера.

Топливо идёт по проводу и поступает в распылитель,размещённый во вторичной камере и тем самым обогащает горючую смесь. 4. Ускорительный насос обогащает горючую смесь при резком открытии дроссельных заслонок. При этом обратный шариковый клапан закрывается, а нагнетательный (игольчатый) открывается,топливо поступает в первичную смесительную камеру. 5. При пуске холодного двигателя воздушная заслонка закрывается, а дроссельная заслонка первичной камеры автоматически открывается на 18° - - 20°. Техническое обслуживание двигателя.

Основные неисправности двигателя. мощность снижется, - неисправности систем питания и зажигания; расход топлива - накопление нагара на стенках камеря сгорания, наувеличивается кипь и грязь в системе охлаждения; - неправильная регулировка ГРМ : мало компрессии, пропуск воздуха через уплотнения впускной системы повышенный расход - неисправны поршневые кольца; масла и дымный вы- - повреждены гильзы цилиндров; пуск - подсос масла через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками; - нарушены уплотнения коленчатого вала; - неисправна система вентиляции; - неисправна топливная аппаратура (дымность) снижается давление - износ поршневых колец и гильз цилиндров; в конце такта сжа- - неплотное прилегание клапанов к сёдлам; тия - износ направляющих втулок; - ослабли затяжки гаек крапления блока и головки цилиндров стуки в двиателе - поломки клапанов; - задиры на гильзах и поршнях; - увеличены зазоры в ГРМ; - износ поршней и его колец или втулок верхних головок шатунов; - износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала Основные работы, выполняемые при обслуживании КШМ и ГРМ. При ТО-1 проверяют крепления оборудования на двигателе и самого двигателя к раме. При ТО-2 проверяют и при необходимости закрепляют головку цилиндров. При ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют тепловые зазоры между стержнем клапана и коромыслом. Для регулировки клапанов: - поворачивают коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до совпадения второго выреза на шкиве коленчатого вала со штифтом на крышке распределительных шестерён. При этом коромысла должны свободно покачиваться (клапаня закрыты); - для регулировки зазора ослабляют контргайку и отвёрткой поворачивают винт коромысла (зазор должен быть 0,35- 0,40 мм для впускного и 0,30- -0,35 мм для выпускного клапанов первого цилиндра); - поворачивают коленчатый вал ещё на 1/2 оборота и регулируют зазоры у клапанов второго цилиндра; - поворачивают коленчатый вал ещё на 1/2 оборота и регулируют зазоры у клапанов четвёртого цилиндра; - поворачивают коленчатый вал ещё на 1/2 оборота и регулируют зазоры у клапанов третьего цилиндра (зазоры такие же, как у первого цилиндра). Основные неисправности системы охлаждения. перегрев - недостаток охлажающей жидкости (утечка, выкипание); двигателя - обрыв или пробуксовка ремня привода вентилятора и насоса; - заедание термостата или жалюзи в закрытом положении; - большое отложение накипи чрезмерное - заедание термостата или жалюзи в открытом положении; охлаждение - отсутствие утеплительных чехлов в зимнее время двигателя Основные работы, выполняемые при обслуживании системы охлаждения. При ежедневном осмотре проверяют герметичность системы. При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепления ремня вентилятора.

Прогиб должен быть 8- 10 мм . При ТО-2 проверяют и закрепляют все агрегаты системы.

Основные неисправности системы смазки. 1. загрязнение - недостаточный уровень масла; масла - при разжижении масла, течи; 2. пониженное - износились детали насоса, подшипники коленчатого и давление в распределительного валов; системе - заедание редукционного клапана в открытом положении повышенное - применение мала повышенной вязкости; давление в - заедание редукционного клапана в закрытом положении системе Основные работы, выполняемые при обслуживании системы смазки. При ежедненом обслуживании проверяется герметичность системы и уровень масла в картере. При ТО-1 в условиях большой запылённости заменяют масло. При ТО-2 промывают и меняют все фильтрующие элементы. При необходимости промывают систему.

Смазочные материалы. С м а з о ч н ы е м а т е р и а л ы . масла консистентные (пластические) смазки натриевые ЯнЗ-2 моторные трансмиссионные кальцевые летние ТАП 15 В солидол-с М 12 Г (1) заменитель: пресс-солидол или ТСП-14 заменитель: М 12 Г (и) (КП, ГП, Рулевое) литол-24 зимние ТАД-17и литиевые М 8 Г (1) (задний мост) литол, ЦИАТИМ или для подшипников, ступиц колёс М 8 Г (и) и водяного насоса) всесезонные ЦИАТИМ М 6(з)/10 Г(1) (для электрооборудования) или М 10 Г (и) М - для двигателя Т - трасмисионные Цифры - уровень вязкости А - автомобильные Г - для высокооборотных двигателей П - имеют присадки (1) - индекс - для карбюраторных Цифры - уровень вязкости двигателей з - загущённые присадки и - импортные присадки Основные неисправности системы питания. переобогащение - высокий уровень топлива в поплавковой камере; горючей смеси - разработались топливные жиклёры; - засорились воздушные жиклёры; - неплотное закрытие клапанов экономайзера и ускорительного насоса; - неполное открытие воздушной заслонки образование - уменьшение подачи топлива или подсос воздуха в местах бедной смеси крепления карбюратора и впускного трубопровода к головке цилиндров; - засорение проводов, фильтров; - повреждение диафрагмы топливного насоса; - неиправны клапаны топливного насоса; - неплотное крепление трубпроводов к штуцерам; - низкий уровень топлива в поплавковой камере; - засорились топливные жиклёры Основные работы, выполняемые при обслуживании системы питания. При ежедневном обслуживании проверяется уровень топлива в баке и при необходимости доливается. При ТО-1 проверяют состояние приборов системы и при необходимости устраняют неисправности. В условиях сильной запылённости промывают ванну и фильтрующие элементы воздушных фильтров. ПРИ ТО-2 проверяют герметичность и крепления топливного бака,а также крепление трубопроводов карбюратора и топливного насоса.

Проверяют действие привода карбюратора, полноту открытия и закрытия заслонок.

Проверяют (без снятия с двигателя) с помощью специального манометра работу топливного насоса.

Проверяют уровень топлива в поплавковой камере, лёгкость пуска и работу двигателя на холостых оборотах, количество окиси углерода (СО, СО(2)) в отработавших газах. При необходимости регулируют карбюратор на малую частоту коленчатого вала в режиме холостого хода.Промывают фильтрующие элементы,очищают отстойник топливного насоса от воды и грязи, выпускают отстой из бака. На специальных стендах проверяют карбюратор и топливный насос.

Электрооборудование.

Источники тока.

Источниками тока являются аккомуляторная батарея и генератор.

Устройство аккомуляторной батареи.

Аккомуляторной батареей называется химический источник электрической энергии,в котором при прохождении по нему электрического тока от генератора происходит преобразование электрической энергии в химическую. В этот момент происходит заряд аккомулятора и в нём запасается (аккомулируется) химическая энергия. При подключении к выводам аккомулятора потребителя происходит разряд. За это время химическая энергия преобразуется в электрическую.

Аккомуляторная батарея служит: - для питания электрической энергией приборов системы зажигания; - для пуска двигателя стартером; - для питания приборов освещения и сигнализации при неработающем двигателе; - при работающем двигателе для питания одновременно с генератором потребителей электрического тока, когда потребляемая ими сила тока превышает силу тока генератора.

Аккомуляторная батарея состоит из следующих деталей: - бак, выполненный из эбонита или кислотостойкой пластмассы; - перегородки, делящие бак на шесть равных частей; - аккомулятор (смонтирован в каждой части) состоящиий из: - полублока положительных и отрицательных пластин, которых на одну больше; - каждая пластина состоит из свинцовой решётки,в которую вмазывается специальная масса (активная) из свинцового порошка и водного раствора серной кислоты; - между пластинами установлены сепораторы, изготовленные из пластмассы (мипор (Р) и мипласт (М)); - сверху надпластинами установлена предохранительная сетка(пластмассовые щитки) для предохранения пластин от соприкосновения с ними приборов, с помоью которых измеряют уровень или плотность электролита; - каждый отсек (аккомулятор) закрывается крышкой, имеющей четыре отверстия: два для штырей (выводов) аккомулятора, одно заливное, закрываемое пробкой, и одно для сообщения с атмосферой; - рёбра, смонтированные в днище бака; - мастика, которая наносится по периметру бака и между отсеками для герметизации.

Плотность электролита - это отношение между количеством серной кислоты и дестилированой воды.

Обозначения аккомуляторных батарей, например 6ст-60ЭМ: 6 - количество аккомуляторов (отсеков); ст - стартерная батарея; 60 - ёмкость (измеряется в ампер/часах); Э - эбонитовый бак; М - материал, из которого изготовлен сепоратор (мипласт или мипор). Устройство генератора Г-250. Генератор предназначен для подзарядки аккомуляторной батареи и питания всех потребителей электрического тока при работающем двигателе.Генератор трёхфазный, переменного тока с выпрямителем, состоящим из шести диодов.

Генератор состоит из следующих деталей: - статор; - ротор; - две алюминевые крышки; - выпрямительный блок диодов (диодный мостик); - шкив с крыльчаткой.

Статор имеет восемнадцать стальных зубцов, на которых закреплены три обмотки. Таким образом каждая фаза имеет шесть зубцов и одну обмотку.

Нулевой конец каждой фазы имеет вывод и соединяется спарой диодов. Ротор.На его валу имеются два стальных наконечника по шесть зубьев каждый, распорная втулка, на которой смонтирована обмотка возбуждения. Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам. Вал вращается на двух подшипниках, размещённых в крышках. На валу смонтированы шкив и крыльчатка (вентилятор). В задней крышке на двух пластинах установлен выпрямительный блок из шести диодов, а также щёткодержатель с двумя графитовыми шётками.

Принцип действия генератора. При включённом зажигании по обмотке возбуждения проходит ток от аккомуляторной батареи, что вызывает сильное намагничивание стальных наконечников ротора. Во время работы генератора обмотка возбуждения питается постоянным током от генератора. Когда ротор вращается, то под каждым зубцом сердечника статора проходит то северный, то южный полюс ротора и магнитные линии пересекают катушки обмоток статора, индуктируя переменный ток. Диоды выпрямляют этот ток в постоянный.

Назначение реле-регулятора. Реле-регулятор предназначен дляподдержания постоянного напряжения, создаваемого генератором, изменением силы тока в обмотке возбуждения при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Без реле-регулятора при большой частоте вращения ротора напряжение генератора достигнет нескольких десятков вольт, что может вызвать перегорание предохранителей, ламп, порчу обмоток,диодов, транзисторов, сопротивлений.

Система зажигания.

Система зажигания обеспечивает надёжное зажигание рабочей смеси в цилиндрах двигателя в соответствии с порядком их работы. В систему зажигания входят: - аккомуляторная батарея и генератор, создающие ток в цепи низкого напряжения; - катушка зажигания, преобразующая ток низкого напряжения в импульс тока высокого напряжения,создающий искровой разряд между электродами свечи; - прерыватель-распределитель, состоящий из: - перрывателя, прерывающего ток низкого напряжения; - распределителя, распределяющего импульсы высого напряжения по свечам в соответствии с порядком работы цилиндров; - ценробежного регулятора угла опережения зажигания; - вакуумного регулятора угла опережения зажигания; - октан-корректора. - свечи зажигания, служащие для зажигания рабочей смеси в цилиндрах.

Устройство катушки зажигания КЗ-Б115. Катушка зажигания состоит из следующих деталей: - стальной корпус; - карболитовая крышка; - стальной сердечник; - кольцевой магнитопровод; - первичная обмотка; - вторичная обмотка; - фарфоровый изолятор; - дополнительный резистор в керамической оправе; - внутри катушки залито трансформаторное масло.

Внутри катушки, у входа первичная и вторичная обмотки соединяются.

Устройство прерывателя-распределителя.

Прерыватель состоит из: - двух пластин, верхняя из которых подвижная; - на подвижной пластине смонтированы контакты (один неподвижный, другой подвижный), в основании контактов находится пластина с двумя регулировочными винтами (стопорный и эксцентрик); - провод низкого напряжения; - четырёхгранный кулачок; - фильц, служащий для смазывания граней кулачка.

Распределитель состоит из: - крышки; - ротора (бегунка); - ценробежного регулятора угла опережения зажигания, состоящего из вала с пластиной, двух грузиков,которые имеют штифты,входящие в пазы поводковой пластины, которая жёстко скреплена с кулачком распределителя.При увелечении оборотов коленчатого вала начинает увеличивать обороты и валик распределителя. При этом грузики под воздействием центробежной силы расходятся к перефирии и своими штифтами поворачивают поводковую пластину вместе скулачком навстречу контактам. Таким образом контакты размыкаются раньше, чем вначале вращения; - вакуумного регулятора угла опережения зажигания, который состоит из корпуса и крышки, между которыми закреплена диафрагма. Со стороны вакуумной полости к диафрагме крепится пружина, а со стороны прерывателя крепится тяга.

Дальний конец тяги закреплён на верхней пластине прерывателя. К корпусу жёстко крепится вакуумный штуцер. К штуцеру крепится провод (гибкий шланг), второй конец которого крепится к впускному патрубку. Во время вращения коленчатого вала на малых оборотах во впускном патрубке создаётся разряжение, а с другой стороны диафрагмы - давление атмосферное. Под воздействием разности давления диафрагма прогибается, сжимает пружину и одновременно тягой поворачивает верхнюю пластину прерывателя вместе с контактами навстречу кулачку; - октан-корректора, предназначенного для установки угла опережения зажигания вручную.

Потребители тока. Самым мощным потребителем тока является стартер. Он состоит из трёх основных частей: - двигатель постоянного тока; - механизм привода; - тяговое реле. В электрическую цепь входят дополнительное реле (включения) и выключатель зажигания.

Устройство двигателя постоянного тока стартера.

Корпус. К этому корпусу винтами крепится четыре полюсных сердечника (башмака). Якорь.

Состоит из вала, сердечника, набранного из отдельных пластин. В пазы сердечника вложена обмотка возбуждения. Концы обмотки припаяны к контактному кольцу.

Задняя крышка со щёткодержателем и щётками. В ней смонтированы четыре щётки.

Устройство механизма привода стартера.

Механизм привода состоит из: - рычага; - муфты свободного хода; - шестерни. Муфта свободного тока не допускает передачу крутящего момента на стартер.

Устройство тягового реле.

Тяговое реле предназначено для двух целей: - привести в действие механизм включения; - пустить ток от аккомуляторной батареи в обмотку возбуждения. Оно состоит из: - корпуса; - крышки; - якоря тягового реле; - контактной пластины со штоком; - двух контактов; - в корпусе смонтированы две обмотки: втягивающая и удерживающая.

Остальные потребители.

Потребители: - остальные электродвигатели, двухполюсные и скоростные; - контактно-измерительные приборы (КИП): - амперметр, показывает силу зарядного тока, которым заряжается аккомуляторная батарея; - магнито-электрический монометр,служит для контроля давления масла. Он состоит из указателя и датчиков; - магнито-электрический термометр, служит для контроля температуры охлаждающей жидкости. Он состоит из указателя и датчиков; - магнито-электрический измеритель уровня топлива.Он состоит из указателя и датчиков; - к остальным потребителям тока относятся приборы системы освещения и сигнализации. Она состоит из фар, подфарников, задних фонарей, плафона освещения салона, подкапотной лампы, лампы для освещения щитка приборов.

Обслуживание электрооборудования.

Обслуживание аккомуляторной батареи.

Обслуживание аккомуляторной батареи: - очищают от пыли и грязи крышку аккомуляторной батареи; - очищают от окисления штыри аккомуляторной батареи и клеммы; - прочищают заострённой палочкой отверстия в пробках или крышках аккомуляторной батареи; - проверяют состояние и надёжность крепления наконечников проводов к водам аккомуляторной батареи; - проверяют уровень электролита специальной стеклянной трубкой и плотность - депсиметром; - замеряют напряжение аккомулятора.

Номинальное напряжение 2 В. Допустимое 1.7 В. Обслуживание генератора.

Обслуживание генератора сводится к проверке способности заряжать аккомуляторную батарею.

Обычно это делается после пуска двигателя. Когда генератор и реле-регулятор исправны, то после пуска двигателя стартером амперметр регистрирует большую силу тока, которая быстро уменьшается по мере заряда аккомуляторной батареи.

Проверяют крепление генератора, натяжение ремня привода генератора и надёжность крепления проводов на зажимах генератора и регулятора напряжения.

Проверяют состояние щёток и контактных колец, устраняют выявленные неисправности и продувают сжатым воздухом внутреннюю поверхность генератора, разбирают и чистят его.

Обслуживание системы зажигания. При ТО зажигания проводятся следующие работы: Проверяют крепление всех приборов системы зажигания.

Поворотом крышки кулачковой маслёнки на один оборот смазывают вал привода кулачка прерывателя. В фильц капают одну-две капли масла, чтобы смазать кулачки.

Проверяют состояние и протирают сухой тряпкой поверхность приборов зажигания и проводов от пыли и грязи.

Проверяют состояние свечей и при необходимости очищают электроды от нагара и устанавливают необходимый зазор между ними (0,5 - 0,85 мм ). Регулируют зазор в контактах прерывателя.Устанавливают зажигание.

Установка зажигания. 1. Снять крышку распределителя. 2. Вывернуть свечу первого цилиндра. 3. Закрыть отверстие пальцем и вращать коленчатый вал до выхода воздуха. 4. Убедившись, что сжатие началось, осторожно поворачивать коленчатый вал до совпадения штифта с первым вырезом на шкиве коленчатого вала. 5. Ослабить болт октан-корректора и повернуть корпус прерывателя-распределителя в направлении вращения кулачка до замыкания контактов. 6. Подключить контрольную лампу и включить зажигание. 7. Установить начало размыкания контактов. 8. Придерживая корпус, завернуть болт. 9. Выключить зажигание. 10. Вставить провода высокого напряжения.

Обслуживание стартера.

Очищают стартер от пыли и грязи и проверяют его крепление к картеру маховика и проводов к стартеру. Один раз в два года снимают стартер с двигателя, разбирают его, протирают, продувают сжатым воздухом, смазывают подшипники вала якоря маслом.

Проверяют работу стартера на специальных стендах.

Трансмиссия.

Устройство сцепления.

Сцепление предназначено для временного отключения двигателя от трансмиссии в момент включения (переключения) передач и плавного соединения их после переключения передач и трогания с места.

Основные детали сцеления: - ведомый диск, установленный на шлицах ведущего вала коробки передач; - нажимной диск с пружинами, размещённый в кожухе, который жёстко прекреплён к маховику. Кроме того нажимной диск имеет рычаги, связанные шарнирно с ним; - привод выключения сцепления. Кнему относятся: - выжимной подшипник вместе с муфтой; - вилка выключения сцепления; - гидравлическая часть привода (главный цилиндр с резервуаром, рабочий цилиндр с клапаном прокачки, трубопровод, педаль выключения сцепления). Основные неисправности сцепления: - пробуксвка; - неполное выключение.

Устройство коробки передач.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента в зависимости от режима движения автомобиля, для движения задним ходом, для длительного разобщения двигателя и трансмиссии во время стоянки и при движении по инерции.

Основные части коробки передач: - картер; - ведущий вал; - промежуточный вал с блоком шестерён; - ведомый вал с щестернями первой, второй и третьей передач и двумя синхронизаторами; - механизм переключения передач, выполненный в верхней крышке коробки передач; - удленнитель ведомого вала.

Основные неисправности коробки передач: - затруднённое переключение передач.

Причины: - ослабли болты головок или вилок механизма переключения передач; - заедание фиксаторов; - износ подшипников и ступиц шестерён; - самопроизвольное выключение передач.

Причины: - неисправны синхронизаторы; - износ зубьев шестерён; - ослабли пружины фиксаторов; - шум в коробке передач.

Причины: - износились подшипники шестерён; - выкрошились зубья шестерён; - низкий уровень смазки.

Устройство карданной передачи.

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче под различными углами. Она состоит из: - вала (железной трубы); - ведущего карданного узла, состоящего из: - скользящей вилки, смонтированной на шлицах ведомого вала коробки передач; - второй вилки, приваренной к валу; - крестовины, соединяющей две этих вилки; - ведомого карданного узла, состоящего из: - вилки, приваренной к валу; - второй вилки, выполненной вместе, либо приваренной к фланцу; - крестовины, соединяющей две этих вилки.

Устройство заднего, ведущего, моста.

Задний, ведущий, мост состоит из: - корпуса и крышки, соединённых болтами (картера); - два кожуха (правый впресован в корпус,а левый приварен к крышке и имеет сапун. В заднем мосту расположены: - главная передача, служащая для увеличения крутящего момента от двигателя и передачу его под углом 90° на ведущие колёса. Она состоит из ведущей и ведомой шестерён; - дифференциал, состоящий из неразъёмной коробки, в которой имеются два сателлита и две шестерни полуосей; - полуоси, изготовленные вместе с фланцами, являющимися ступицами колёс.

Ходовая часть.

Подвеска.

Подвеска бывает зависимая и независимая.

Независимая подвеска та, у которой каждое колесо имеет свою подвеску. На фвтомобилях 'Волга' передняя подвеска независимая, а задняя - зависимая.

Подвеска предназначена для осуществления упругой связи кузова непосредственно с колёсами и смягчения воспринимаемых ими ударов и толчков при движении по неровностям дороги.

Упругие свойства подвески достигаются применением пружин. Для создания сопротивления отдаче пружины,т.е. для гашения колебаний подвески в целом применяются амортизаторы.

Устройство передней, независимой, подвески.

Передняя подвеска состоит из: - верхнего рычага (большая ось крепится в кронштейне подвески, а малая ось в верхней части стойки); - нижнего рычага (большая ось крепится на балке, а малая ось в нижней части стойки); - кронштейна подвески (крепится к лонжерону); - спиральной пружины (нижний конец опирается на чашку, закреплённую на на нижнем рычаге, а верхний конец крепится в корпусе кронштейна); - амортизатора, предназначенного для гашения колебаний подвески; - резиновых ограничителей (отбойников). Устройство задней, зависимой, подвески.

Задняя подвеска состоит из: - двух пластинчатых пружин (рессор), которые состоят из пяти листов каждая.

Верний лист, самый длинный называется коренным и имеет две проушины; - эти рессоры крепятся к кожуху заднего моста с помощью стремянок; - двух амортизаторов, которые по своему устройству похожи на амортизаторы передней подвески и отличаются только размерами; - резиновых ограничителей (отбойников); - рессоры ближними к переду концами крепятся к корпусу неподвижно,а задними с помощью подвижной серьги.

Устройство амортизатора.

Амортизатор состоит из следующих частей: - цилиндр с днищем; - в днище смонтированы два клапана (впускной клапан и клапан сжатия); - шток с поршнем; - в поршне смонтированы два клапана(перепускной клапан и клапан отдачи); - направляющая втулка с сальниковым уплотнением; - корпус резервуара. В амортизатор заливается амортизирующая жидкость: АЖ-12т . Устройство колеса.

Колесо состоит из следующих частей: - диск; - обод; - шина, состоящая из покрышки и камеры.

Ноесть также и бескамерные шины.

Устройство покрышки.

Покрышка состоит из: - слоёв корда; - брекера (подушечного слоя); - боковин; - протектора, верхняя часть которого имеет беговую дорожку; - борта; Эксплуатация шин.

Остаточная высота ресунка протектора должна быть не менее 1,6 мм . Нельзя перегружать автомобиль сверх положенного веса.

Нельзя перекачивать и недокачивать шины.

Необходимо производить балансировку колёс.

Необходимо проводить (регулировать) сход и развал колёс (сход - 3 мм , развал - 30'). Также надо менять колёса местами по схеме.

Двигаться необходимо плавно, т.е. недопускать резкого торможения и резкого трогания с места.

Рулевое управление.

Рулевое управление предназначено для изменения направления движения автомобиля поворотом передних колёс.

Рулевое управление делится на две части: - рулевой механизм; - рудевой привод.

Устройство рулевого механизма.

Рулевой механизм состоит из следующих частей: - рулевое колесо; - рулевой вал, на верхнем конце которого крепится рулевое колесо; - предохранительная муфта, которая предназначена для предохранения водителя от сильных ударов. Она выполнена в виде резиновой шайбы, закреплённой на пальцах; - рулевая (червячная) передача, собранная в алюминевом корпусе и крепится к левому лонжерону. Она состоит из: - червяка, вращающегося на валу на двух подшипниках; - трезубого ролика; - вала рулевой сошки.

Устройство рулевого привода.

Рулевой привод обеспечивает поворот передних, управляемых, колёс имеющих независимую подвеску.

Поэтому его конструкция значительно отличается от классической.

Классическая схема предполагает крепление колёс в трапеции.

Рулевой привод состоит из: - рулевой сошки; - маятника; - поперечной тяги, разделённой на три части, из которых две боковые, а одна средняя (центральная); - боковых поперечных тяг которые соединены с поворотными рычагами и цапфами колёс; - боковая тяга разделена на две части, соединнёных регулировочными трубками (сгонными муфтами); - поворотных рычагов; - цапф (ступиц колёс); - шаровых шарниров.

Неисправности рулевого механизма.

Неисправности рулевого механизма: - увеличен свободный ход рулевого колеса.

Причины: - увеличен зазор в шарнирах рулевых тяг; - нарушена регулировка в зацеплении червяка с роликом или износились зубья червяка; - нарушилась регулировка подшипников или износились подшипники; - нарушено крепление картера червячного механизма или крепление маятника; - износились втулки вала рулевой сошки или оси маятникового рычага; - тугое вращение илизаедания в рулевом механизме.

Причины: - неправильная регулировка бокового зазора в зацеплении червяка; - увеличен износ ролика или червяка; - погнутость рулевых тяг; - недостаточно смазки в рулевом управлении.

Смазка ТАД-17и ; - стуки врулевом управлении.

Причины: - повышенный люфт в маятниковом рычаге; - разрушение рабочих поверхностей ролика и червяка; - повышенные люфты в шарнирах рулевых тяг; - ослабло крепление картера червячного механизма; - нарушение герметичности червячного механизма.

Причины: - испорчен сальник.

Тормозные системы.

Тормозные системы. рабочая запасная стояночная передних колёс задних колёс дисковые барабанные барабанные Приводы обоих типов тормозов бывают гидравлические и пневматические.

Устройство дисковых тормозов передних колёс.

Тормоза передних колёс могут быть барабанного или дискового типа.

Тормоза дискового типа состоят из: - щита тормоза; - диска; - скобы, которая прикрепляется к щиту тормоза двумя болтами; - тормозных колодок, которые устанавливаются между диском и скобой. При нажатии на педаль тормоза поршни (два больших, два маленьких), закреплённые в скобе, выходят из своих гнёзд и зажимают диск через колодки.

Устройство барабанных тормозов передних колёс.

Тормоза барабанного типа состоят из: - щита тормоза, на котором крепятся основные детали тормозной системы; - двух колодок, один конец которых крепится со щитом через эксцентрик, а другой - подвижный конец, находится в постоянном соединении с толкателем тормозного цилиндра; - двух тормозных цилиндров; - двух разжимных пружин; - прижимного устройства.

Устройство барабанных тормозов задних колёс.

Задний барабанный тормозной механизм отличается от переднего барабанного тормозного механизма тем, что: - вместо двух цилиндров смонтирован один цилиндр, действующий сразу на обе колодки; - смонтирован механизм стояночного тормоза.

Запасная тормозная система. На легковых автомобилях специально запасная тормозная система не устанавливается. Роль запасной системы выполняют некоторые детали рабочей тормозной системы.

Например: разделитель или тандем поршней.

Стояночная тормозная система.

Стояночная тормозная система состоит из механизма и привода.

Механизм состоит из следующих деталей: - рычага, расположенного в заднем тормозном механизме и скреплён верхней частью с задней тормозной колодкой; - стяжного стержня; - маятника; - эксцентрика, закреплённый в верхней части передней тормозной колодки.

Привод состоит из следующих деталей: - рукоятки (рычага); - уровнителя; - троса, концы которого прикрепляются к нижним концам рычагов механизма.

Устройство гидравлического тормозного привода.

Гидравлический тормозной привод состоит из следующих деталей: - педаль тормоза; - главный тормозной цилиндр; - гидровакуумный усилитель (гидровак); - разделитель; - сигнализатор; - рабочие тормозные цилиндры; - трубопроводы.

Принцип работы гидровакуумного усилителя.

Гидровакуумный усилитель действует благодаря энергии разряжения во впускном патрубке двигателя, создавая дополнительное давление тормозной жидкости в системе тормозов.

Техническое обслуживание систем управления.

Основные работы, выполняемые при обслуживании рулевого управления. При ежедневном обслуживании проверяют действие рулевого управления, осматривают снаружи состояние уплотнения картера рулевого механизма, проверяют свободный ход рулевого колеса. При ТО-1 проверяют шплинтовку гаек шаровых шарниров, проверяют крепление рулевого механизма. При ТО-2 дополнительно проверяют зазор между червяком и роликом, выбирают люфт подшипников червяка путём подбора прокладок, которые устанавливаются между корпусом и крышкой, при необходимости добавляют смазку в картер червячной передачи. Через каждые 60 - 80 тысяч километров меняется смазка в шарнирах рулевых тяг. В шарниры закладывается смазка ЦИАТИМ-201 . Основные работы, выполняемые при обслуживании тормозных систем. Эти работы заключаются в устранении подтекания жидкости, удалении воздуха из гидросистемы, регулировки свободного хода педали тормоза и стояночной системы, проверки работы гидравлического усилителя привода.

Прокачка гидропривода тормозов. 1. Надеть на головку клапана резиновый шланг, свободный конец погрузить в прзрачный сосуд с тормозной жидкостью. 2. Резко нажать 3 - 5 раз на педаль тормоза и, удерживая эту педаль нажатой, отвернуть клапан прокачки на 1/2 - 1/3 оборота, вытеснить порцию жидкости из системы в сосуд. После того, как педаль уйдёт до упора, завернуть клапан. 3. Повторять предыдущую операцию до прекращения выделения пузырьков воздуха.

Обычно 5 - 6 раз. 4. По окончании прокачки ветви контура, удерживая педаль нажатой до упора, завернуть клапан, снять шланг, протереть насухо головку клапана и надеть резиновый защитный колпачок.

Проверка работы гидроусилителя.

Работа гидроусилителя проверяется для определения: - герметичности всех элементов усилителя; - растормаживания гидроусилителя. Для проверки герметичности необходимо: 1. Нажать на педаль тормоза с максимальным усилием (при неработающем двигателе); 2. Удерживая педаль в течении 1 - 1,5 минут убедиться в отсутствии течи; 3. Запустить двигатель. Если на холостом ходу педаль несколько приблизится к полу и больше проваливаться не будет,то гидроусилитель исправен; 4. После остановки двигателя педаль должна сохраниться в том же положении в течении 1 - 2 минут. Для проверки растормаживания необходимо: 1. Вывесить одно из колёс; 2. Запустить двигатель; 3. Резко затормозить колесо; 4. После отпускания педали колесо должно продолжать вращаться.

Основные понятия и термины.

Автомагистральмногополосная дорога. На ней допускаетя максимальная скорость движения до 110 км/ч . Запрещается на ней: - движение пешеходов; - движение транспортных средств со скоростью менее 40 км/ч ; - движение грузовых автомобилей с максимальной разрешённой массой более 3,5 тонн далее второй полосы; - остановка вне специальных площадок; - учебная езда; - движение задним ходом; - разворот и въезд в технологические разрывы.

Автомагистраль не заходит ни в один населённый пункт.

Вынужденная остановкаостановка из-за технических неисправностей.

Дорога. Дорога включает в себя: - одну или несколько проезжих частей; - трамвайные пути; - тротуары; - обочины; - кюветы.

Дорога также может иметь разделительную полосу. ДОРОГА: разделительная полоса проезжая часть обочина кювет Перекрёстокрегулируемый и не регулируемый. Виды перекрёстков: ПЕРЕКРЁСТОК: св св св - светофор. знак св св Маршрутное транспортное средство: автобус, тролейбус, трамвай. Населённый пункт, обозначенный знаком с белым фоном: Запрещена подача звуковых сигналов и движение со скростью более 60 км/ч . Недостаточная видимость: Видимость менее 300 метров в светлое время суток.

Рекомендуется использовать противотуманные фары. Обгон. Манёвр обгона: Включить левый указатель поворота, перестроиться в левый ряд, 1) в городе возможно движение, параллельное обгоняемой машине, 2 ) вне города, обогнав включить правый указатель поворота и переместиться на свою полосу.

Организованная колонна состоит из трёх и более машин, идущих друг за другом, может иметь сопровождающие автомобили.

Должна ехать с включёнными фарами.

Запрещено вклинивать в колонну. Знаки 'Стоянка запрещена', ' ---- по четным дням', '----- по нечётным --'. Знак не действует с 19.00 до 21.00. Перестановка машин разрешена с 21.00 до 24.00. Пешеходные переходырегулируемые и не регулируемые. ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД: светофор знак светофор знак Полоса движенияобозначенная или не обозначенная.

Приоритет. При выезде из прилигающих территорий и жилой зоны, а также со второстепенной дороги необходимо уступать дорогу всем транспортным средствам.

Движение с прицепом. При движении легкового автомобиля с прицепом максимальная скорость должна быть на 20 км/ч меньше максимально разрешённой.

Буксировка. При буксировке любого транспортного средства любым транспортным средством скорость не должна превышать 50 км/ч . Знак 'Движение с прицепом запрещено' запрещает движение с прицепом только для грузового транспорта, но запрещает любые виды буксировки. Общие обязанности водителя.

Ремнями безопасности должны пристёгиваться все лица, находящиеся в автомобиле (даже сзади), которые сидят на местах, оборудованных ремнями. Не пристёгиваться ремнями может мастер производственного обучения вождению,когда за рулём ученик. Не пристёгиваться могут также сотрудники оперативных подразделений только при нахождении в населённом пункте.

Запрещается движение при неисправностях рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (при буксировке или движении с прицепом), фар и световых сигналов по дороге без искуственного освещения и д.р.

Увеличение ценробежной силы при повороте задаётся формулой: F=mV(2)/R, где F - ценробежная сила; m - масса автомобиля; V(2) - квадрат скорости; R - радиус поворота; Дорожные знаки.

Дорожные знаки делятся на группы: - предупреждающие знаки; - знаки приоритета; - запрещающие знаки; - предписывающие знаки; - информационно-указательные знаки; - знаки сервиса; - знаки дополнительной информации (таблички). Дорожные знаки предупреждают об опасности, предписывают действия водителю, а также несут дополнительную информацию.

Предупреждающие знаки предназначены для предупреждения водителя о приближении к опасному участку дороги.

Предупреждающие знаки выставляются: - в населённом пункте за 50- 100 метров до препятствия; - вне населённого пункта за 150- 300 метров до препятствия. Знаки 1.3.1, 1.3.2 выставляются не далее 20 метров от переезда. Знаки 1.4.1- -1.4.6 устанавливаются по мере приближения к переезду, 1.4.1 и 1.4.6 выставляются за 50 метров до переезда.Остановка разрешается не ближе 5 метров от шлакбаума и не ближе 10 метров от ближайшего рельса, стоянка разрешается не ближе 50 метров от переезда. Знаки 1.13 и 1.14. 12 % 12м ______ 100м Запрещающие знаки предназначены для введения различных ограничений в движении, запрещения водителям определённых действий или их отмены.

Действие этих знаков начинается с того места, где они установлены и распространяются для большинства из них до бдижайшего перекрёстка, а при отсутствии перекрёстка в населённом пунктедо конца паселённого пункта. Знак 3.1 запрещает въезд всех транспортных средств, кроме маршрутных. Знак 3.2 запрещает всякое движение, кроме инвалидов. Знак 3.3 запрещает движение механических транспортных средств,кроме инвалидов. Знак 3.7. Этот знак разрешает движение легковых автомобилей с прицепом,но запрещает любую буксировку. Знак 3.17.1 Остановка обязательна!!!!! Знаки 3.18.1-3.19 распространяются на первое пересечение(трамвайные пути пересечением не являются). Знак 3.18.2 запрещает левый поворот, кроме маршрутных, но не запрещает разворот. Знак 3.20 разрешает обгон одиночных транспортных средств, движущихся со скоростью менее 30 км/ч . Знак 3.26 разрешает подавать звуковой сигнал только для предотвращения дорожно-транспортных проишествий. Знаки 3.28-3.30 разрешают останавливаться инвалидам.

Предписывающие знаки указывают водителю куда двигаться или с какой скоростью двигаться. Знаки 4.1.1-4.1.6 действуют на первое пересечение. Если нет пеесечения, знак 4.1.1 действует на протяжении квартала и разрешает поворот направо. Знак 4.3 разрешает заезд с любой полосы, вам будут уступать дорогу, рекомендует пропускать транспорт справа, если стоит знак 2.4 надо остановиться.При въезде на круговое движение включать правый поворот. Знак 4.4 запрещает проезд грузовиков.

Информационно-указательные знаки предназначены для информирования участников движения об опасностях режима движения или о расположении на пути следования населённых пунктов и других объектов. Знак 5.3 применяется для обозначения дороги, по которой разрешено движение автомобилям всех марок, мотоциклам и маршрутным транспортным средствам. Знак 5.5 по этой дороге движение по всем полосам в одном направлении. На этой дороге можно останавливаться и стоять на левой стороне (для грузовиков разрешена только остановка). Знак 5.8.1 действует на весь перекрёсток.

Иногда ставится за 50- 100 метров . Знак 5.9 запрешает движение транспортных средств кроме маршрутных.

Запрещена также стоянка и остановка. Знак 5.11.1 запрещает поворот налево. Знаки 5.16.1-5.16.2 обозначают нерегулируемые пешеходные переходы. Знак 5.18 действует до ближайшего перекрёстка. Знаки 5.38-5.39 разрешают движение со скоростью не более 20 км/ч . Дорожная разметка.

Дорожная разметка является одним из эффективных средств регулирования дорожного движения.

Разметка бывает горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная разметка. Линия 1.1 обозначает край проезжей части, стояночные места, границы проезжей части, на которые въезд запрещён,разделяет транспортные потоки противоположных направлений, обозначает границы полос движения в опасных местах на дороге. Эту линию можно пересекать только тогда, когда она обозначает край проезжей части. Линия 1.2 (широкая сплошная) применяется для обозначения проезжей части на автомагистрали. Линия 1.3 (двойная сплошная) разделяет транспортные потоки противоположных направлений, имеющих четыре и более полосы движения. Линия 1.4 (сплошная жёлтая) запрещает остановку, может применяться со знаком 3.27. Линия 1.5 (прерывистая) разделяет транспортные потоки на двух или более полосах движения, обозначает границы полос, предназначенных для движения в одном направлении. Линия 1.6 (линия приближения, прерывистая, длина штрихов превышает в три раза промежутки между ними) предупреждает о приближении к разметке 1.1 и 1.11. Линия 1.7 (с короткими штрихами и равными им промежутками) обозначает полосы движения в пределах перекрёстка. Линия 1.8 (широкая прерывистая) обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части. Линия 1.9 (двойная прерывистая) обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование. При отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены пересекать её, если она справа от водителяможно, если слевато нельзя, а при включённых светофорах её можно переекать в любых направлениях. Линия 1.10 (жёлтая прерывистая) запрещает стоянку, может применяться со знаком 3.28. Линия 1.11 (одна сплошная другая прерывистая) её можно пересекать только со стороны прерывистой линии. Со стороны сплошной линии можно пересекать только при завершении обгона или объезда. Линия 1.12 (стоп линия) указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5. Разметка 1.21 (надпись СТОП) предупреждает о разметке 1.12, когда она применяется со знаком 2.5. Разметка 1.13 (треугольники) указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу другим транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге. Может применяться со знаком 2.4. Разметка 1.20(большой треугольник)предупреждает о приближении к разметке 1.13. Разметка 1.14.1 (зебра) применяется для обозначения нерегулируемых пешеходных переходов.

Разметка 1.14.2 (стрелки) указывает направление движения пешеходов.

Разметка 1.14.3 (широкая прерывистая, наносится перпендикулярно напвлению движения) обозначает регулируемый пешеходный переход.

Разметка 1.15 (квадраты) обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.

Разметка 1.16 обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния потоков.

Разметка 1.17 (жёлтая) обозначает остановки маршрутных транспортных средств.

Разметка 1.18 (стрелки) указывает разрешённые направления движения на перекрёстке.

Применяется самостоятельно,а также в сочетании со знаками 5.8.1 и 5.8.2. Разметка 1.19 (стрелки) предупреждает о приближении к сужению дороги (проезжей части) или к участку, где уменьшается количество полос для движения в данном направлении или к линии разметки 1.1 и 1.11, разделяющих транспортные потоки в противоположных направлениях. Может применяться со знаками 1.18.1-1.18.2. Разметка 1.22 (надписи) указывает номер дороги (маршрута). Разметка 1.23 (буква А) обозначает полосу для маршрутных транспортных средств.

Сигналы светофора и регулировщика. Если горит красный сигнал светофора с зелёной дополнительной стрелкойнадо уступить дорогу, а потом проезжать под стрелку. Если рука регулировщика поднята вверхпроезд запрещён. Если руки регулировщика раздвинуты встороны либо прижатыпроезд разрешён прямо и направо. Если левая рука регулировщика вытянута вперёдс левой стороны проезд разрешён во всех направлениях, а трамваям только налево.

Начало движения.

Маневрирование. При начале движения или манёвра нужно подавать предупреждающий сигнал либо рукой, либо предусмотренными световыми приборами. Если транспорт поворачивает налево, он пропускает транспорт, идущий прямо и поворачивающий направо.

Разворот запрещён в зонах остановочных пунктов.

Движение задним ходом запрещено на перкрёстках и вместах,где запрещён разворот.

Расположение транспортных средств на проезжей части.

Скорости движения.

Остановочный и тормозной путь. глаз нажатие на педаль полная остановка 1 2 3 1. Путь, пройденный за время реакции водителя. 2. Тормозной путь. 3. Путь, пройденный с момента обнаружения препятствия до полной остановки, называется остановочным путём.

Тормозной путь для легковых автомобилей при скорости 40км/ч приблизительно равен 19- 20 метрам . Тормозной путь вычисляется по формуле: Е(k)=m*v*v/2. Остановка и стоянка.

Остановка и стоянка совершаются только на правой стороне (п.12.1), причём на обочине.

Остановка и стоянка на левой стороне разрешается на дорогах с односторонним движением и на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине (только в населёных пунктах). На длительную стоянку встают за пределами дороги или на специальных площадках. На эстакадах, мостах, путепроводах останавливаться можно, если в данном направлении имеется не менее трёх полос для движения.

Проезд перекрёстков.

Перекрёстки. регулируемые нерегулируемые светофором регулировщиком жёлтый светофор равнозначные дороги с главной дорогой главная дорога меняет направление Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. - дополнительно; - основные; - в первую очередь; Условия даль ближ аварий ПТФ ПТФ габа ний ний ная перед задние ритные свет свет сигнал ние огни изация 1. В тёмное время суток и в условиях недотаточной видимости, или независимо от освещения 2. Переключать дальний свет на ближний надо: - в населённых пунктах при освещённой дороге - при встречном разъезде - для исключения ослепления (в том числе в конце подъёма) 3. При ослплении, ДТП, вынужденной остановке в месте, где остановка запрещена 4. При остановке и стоянке в тёмное время суток на неосвещённом участке дороги 5. При остановке в условиях недостаточной видимости 6. При движении в светлое время суток: - на мотоциклах и мопедах - в организованной транспортной колонне - на маршрутных транспортных средствах, движущихся навстречу основному потоку - при перевозке групп детей, опасных, тяжёлых и крупногабаритных грузов - на буксируемом ТС - на буксирующем ТС 7. При движении в тоннелях или Буксировка механичеких транспортных средств.

Буксировка механичеких транспортных средств производится со скоростью не более 50км/ч.

Перевозка людей.

Перевозка людей осуществляется при скорости не более 60км/ч.

Перевозка грузов.

Крупногабаритные грузы должны отмечаться опознавательными знаками, если они выступают за габариты машины более, чем на один метр.Допустимый максимальный выступ груза за габариты машины два метра.

Учебная езда. Для того, чтобы обучать индивидуально, нужно иметь стаж не менее трёх лет. При обучении в индивидуальном порядке на транспортном средстве должны быть опознавательные знаки и зеркало заднего вида для обучающего, а при обучении в организации ещё должны быть и дублирующие педали сцепления и тормоза.

Дорожно транспортные проишествия.

Причин для дорожно-транспортных проишествий очень много.

Врезультате ДТП люди получают травмы раздичной степени тяжести, вплоть до смертельных исходов. За 1994 год погибло 35000 человек. За 1995 год погибло 32000 человек. Ранее погибло 180000 человек.

Врезультате ДТП до 95% люди повреждают верхние и нижние конечности, из них до 25% остаются инвалидами III, II и I группы.

Травмаэто одномоментное повреждение органов,тканей и систем человека.При лобовом ударе повреждаются: лёгкие, грудина, сердце, брюшная полость, печень, селезёнка, кишечник (органы), костная, мышечная, нервная (ткани), кровеносная, нервная (системы). Первая помощь-здоровый человек оказывает помощь человеку, получившему травму. Мои действия на месте ДТП: 1) вызов работников ГАИ и скорой помощи; 2) осмотр и вынос из машины пострадавшего; 3) оказание первой помощи; 4) организация эвакуации пострадавшего в больницу.

Травмы бывают: ушибы, вывихи, переломы, черепно-мозговые, отравления (СО, алкоголь), ожоги, обморожения. Ушибы.

Ушибыудары в область мягких тканей, незначительной силы.

Признаки (симптомы): боль в области ушиба, нарушение функций конечности, припухание мягких тканей.

Помощь: местно-холод (снижает боль, сужает сосуды). При ушибах конечностей создать покой. Ушиб позвоночника. В позвоночнике находится спинной мозг-жизненно важный орган нервной системы, который инервирует все органы и ткани в организме. При ушибе позвононика может быть травмирован и спиной мозг.Если возник разрыв спинного мозга на уровне первых поясничных позвонков, то возникает неполный паралич. Если травма на уровне шейного отдела позвоночника, то разрыв спинного мозга приводит к полному параличу.

Помощь при ушибе позвоночника: пострадавшего вытащить из машины трём-четырём человекам, положить на стеллаж (дверь) и привезти в лечебное учреждение.

Вывихи. Вывихи бывают в суставах. Любой сустав имеет сочленяющиеся поверхности, которые покрыты хрящём, капсулу со смазывающей жидкостью. Вывих - в результате травмы сочленяющиеся поверхности разъединяются.

Рвутся капсула и связь,головка смещается вверх или вниз. Вывих тазобедренного сустава.

Признаки: боль в области сустава, деформация сустава, ротация стопы, укорочение конечности, симптом прилипшей пятки.

Помощь: пострадавшему обложить ногу мягким материалом, отвезти в медпункт. С повреждениями нижних конечностей перевозить лёжа, при повреждениях верхних конечностей сидя и полусидя. Вывих в коленном суставе.

Признаки: боль в области сустава, деформация сустава, симптом прилипшей пятки, нарушение функций конечности.

Помощь: пострадавшему на нижнюю конечность наложить шину из подручных средств.

Подручным материалом могут быть: доски, штакетник, трость,зонтик,мелкий кустарник, ДСП, дверь и т.д. Вывих плеча.

Признаки: боль в области плеча, нарушение функций конечности, деформация сустава, симптом пружины, западение мягких тканей на плече,прощупывание головки плеча в подмышечной впадине.

Помощь: руку согнутьв локтевом суставе, прибинтовать к грудной клетке, повесить на что-нибудь. Вывих в нижне-челюстном суставе.

Признаки: боль в области суставов, челюсть выдвигается вперёд, закрыть или сильнее открыть невозможно, возникает слюнотечение, нарушается дикция, при одностороннем вывихе челюсть выворачивается в неповреждённую сторону.

Помощь: 1) наложение повязки на нижную челюсть; 2) наложение пращевидной повязки на нижную челюсть; 3) вправление вывиха.

Переломы.

Признаки: боль в области перелома, нарушение функций конечности, укорочение конечности, ротация стопы, патологическая подвижность, симптом прилипшей пятки, деформация в области перелома,боль в области перелома при ударе по пятке, хруст, кровоизлияние (закрытый), кровотечение (открытый), ссадины. I Закрытые переломыэто переломы кости, но нет повреждений покровов, нет наружных кровотечений. II Открытые переломыэто переломы кости, при которых имеется повреждение кожных покровов и наружнее кровотечение.

Перелом костей голени.

Признаки: боль в области перелома, патологическя подвижность, деформации, хруст, припухание мягких тканей, ссадина.

Помощь: на нижнюю конечность наложить шину от пятки до верхней или средней трети бедра.

Перелом бедра.

Признаки: боль в области перелома, нарушение функций конечности, ротация стопы, деформация, патологическая полвижность, симптом прилипшей пятки, боль в области перелома при ударе по пятке, хруст, припухание мягких тканей.

Помощь: пострадавшему наложить шину на нижнюю конечность (с внешней стороны от пятки до подмышки, с внутреннейот пятки до паха). Перелом предплечья.

Признаки: боль в области перелома, нарушение функций конечности, выраженная патологическая деформация, хруст, припухание мягких тканей.

Помощь: на предплечье надо наложить шину из подручных средств(такая же помощь и при перелопе плеча). Перелом ключицы.

Признаки: боль в области перелома, которая усиливается при движении рукой, прощупывание острого конца, нарушение функций конечности.

Помощь: 1) всю верхнюю конечность прибинтовать к грудной клетке; 2) связать локти сзади; 3) на плечи положить ватно-марлевые кольца и связать их сзади.

Перелом рёбер.

Признаки: боль в области перелома, ссадина, изгиб позвоночника в противоположную сторону, поверхностное дыхание.

Помощь:тугое бинтование грудной клетки снизу вверх в фазе неполного вдоха.

Перелом костей таза.

Признаки: боль в области перелома, которая усиливается при движении, мочекровие или нет мочи.

Помощь: пострадавшего положить на стеллаж в положение 'лягушки' и привезти в лечебное учреждение.

Черепно-мозговые травмы.

Черепно-мозговые травмы бывают в виде ушиба, разрыва мягких тканей и перелома костей и сотрясения. Ущиб черепа.

Признаки: боль в области ушиба, припухание, гематома.

Помощь: местрно-холод.

Разрыв мягких тканей на черепе.

Признаки: ссадина, течёт кровь.

Помощь: очистить рану, обработать йодом, на рану положить несколько слоёв стерильного бинта, а сверху вату, забинтовать.

Переломы костей черепа. 1) Признаки: боль в области перелома, прощупывается вмятина в виде яйца.

Помощь: очистить рану, обработать йодом, на рану положить несколько слоёв стерильного бинта, а сверху вату, забинтовать. 2) Признаки: выступающие кости.

Помощь: очистить рану, обработать йодом, на рану положить несколько слоёв стерильного бинта, а сверху вату, забинтовать.

Сотрясение мозга.

Признаки: головная боль, головокружение, мушки перед глазами,шум в голове, общее дискомфортное состояние, тошнота, рвота, амнезия.

Помощь: обязательная госпитализация, ибо самочувствие ухудшится в течении нескольких часов.

Травматический шок. При ДТП часто бывают средние и тяжёлые формы травмы (политравмы), которые могут сопровождаться травматическим шоком.

Травматический шок.

Признаки: человек либо возбуждён, либо пассивен (заторможен). Помощь: немедленно остановить кровотечение, придать горизонтальное положение, на повреждённые конечности наложить шины,ножной конец насилок приподнять.

Способы временной остановки кровотечения. 1) С помощью жгута. }летом на полтора - два часа, и не более, зимой 2) С помощью жгутзакрутки.}на один час, и не более. 3) Давящая повязка. 4) Быстрое (форсированное) сгибание конечности. 5) Приподнятие конечностей вверх. 6) Прижатие кровеносного сосуда пальцем выше раны. На нижнюю конечность жгут накладывают только на бедро, на верхнюю только на плечо. При правильно наложенном жгуте перестаёт кровотечение и нет пульса.

Кровотечения бывают: артериальныекровь бьёт фонтаном, пульсирует, ярко красного цвета. венозноекровь течёт через край раны н епрерывной струёй, имеет тёмный цвет.

Отравление.

Опасными состояниями для жизни человека (со смертельным исходом) могут быть: травматический шок, порожение электрическим током, вдыхание угарного газа, утоплние.

Отравление угарным газом.

Признаки: головная боль, головокружение, покраснение лица, кашель, чрезмерная физическая слабость.

Помощь: вытащить пострадавшего на свежий воздух, хлопать по щекам,дать подышать нашатырным спиртом,им же натереть виски. Летом можно облить лицо холодной водой, дать доступ воздуху к груди, госпитализировать. Если нет сердцебиения и пульса, нет реакции зрачка, нет движения грудной клетки, нет движения воздуха вогруг рта и носа, то пострадавший находится в состоянии клинической смерти. Это состояние, когда человека можно вернуть к жизни, если прошло немного времени. Но через дватри часа появляются признаки биологической смерти, когда уже поздно что-либо делать.

Реанимация.

Реанимация включает в себя искусственную вентиляцию лёгких и непрямой массаж сердца.

Искусственная вентиляция лёгких.

Способы: 1) Рот в рот.}в лёгкие пострадавшего попадает до 1800 мл выдыхаемого 2) Рот в нос.}воздуха, который содержит до 20% кислорода. Этого достаточно для возбуждения дыхательного центра(головной мозг). 3) По Сильвестру (на спине).}в лёгкие пострадавшего попадает до 350 мл 4) По Шефферу (на животе). }атмосферного воздуха. 5) По Лобарду (подёргивание за язык). Реанимацию проводят в следующем порядке: 1) Подготовить дыхательные пути. 2) Нанести рпикардиальный удар в грудину с высоты 30 см . 3) Сделать четыре вдоха пострадавшему (рот в рот). 4) если помощь оказывает один чеесли помощь оказывают двое и ловек больше людей делаем два вдоха в пострадавшеделаем один вдох в пострадавго, затем пятнадцать надавливашего, затем пять надавливаний на область сердца ний на область сердца Реанимацию делают не менее 30 минут, через каждые 2-3 минуты останавливаются и проверяют, нет ли оживления этого человека (порозовело лицо, появился пульс, порозовели губы, открыл глаза). Надавливания на сердце надо производить в пределах 70-80 раз в минуту. Ожоги. Ожоги бывают I,II,III и IV степени.

Признаки ожога I или II степени: припухание, покраснение, местная температура, боль.

Помощь: облить повреждённые места спиртом, сделать пвязку из стерильного бинта.

Признаки ожога III или IV степени: очаговый некроз (III), общий некроз, обугливание (IV), сильная боль.

Помощь: стерильная повязка, немедленная гспитализация.

Обморожение.

Обморожения бывают I,II,III и IV степени. Общее переохлождение организматемпература тела меньше 30°. Обморожение I степени.

Признаки: побледнение кожных покровов, потеря чувствительности.

Помощь: отирать только шерстяными тканями. После оттаяивания обмороженных органов.

Признаки: резкие боли, припухание, маусцирация.

Помощь: стерильная ватно-марлевая повязка.

Обморожение II степени.

Признаки: посинение кожных покровов, более выраженная потеря чувтвительности, пузырь.

Помощь: сухая стерильная ватно-марлевая повязка, госпитализация.

Обморожение III степени.

Признаки: посинение кожных покровов, потеря всех видов чувствительности (температурная, болевая, тактильная). Помощь:сухая стерильная ватно-марлевая повязка,немедленная госпитализация.

Обморожение IV степени.

Признаки: внешне не отличимо от обморожения III степени.

Помощь:сухая стерильная ватно-марлевая повязка,немедленная госпитализация.

Разное

Подобные работы

Автомобильные масла

echo "Вязкость минеральных масел, получаемых из нефти, сильно зависит от температуры, поэтому они требуют присадок, которые быстро разрушаются из-за высоких механических и тепловых нагрузок, сокращая

Автодело (Шпаргалка)

echo "Маховик с коленчатым валом продолжают вращаться, и поршень идет вниз. При этом в цилиндре создается разрежение, и через впускное отверстие цилиндр заполняется свежим зарядом горючей смеси. Сжат

Газораспределительный механизм автомобиля ГАЗ 24-10 "Волга"

echo "Развитие автомобилестроения в том недалеком СССР относится к 1931-1932 годам, когда вступили в действие реконструированный завод АМО и вновь построенный ГАЗ. На них было организовано массовое пр

Автодело. Система охлаждения легкового автомобиля

echo "Единственной неисправностью был вышедший из строя указатель температуры охлаждающей жидкости. Мы подъехали к своему заветному грибному месту, остановились, и тут из под капота повалил пар. Когда

Тормозная система автомобиля

echo "Эффективность тормозного пути определяется по определенной оценке тормозного пути или временем движения автомобиля до полной остановки. Чем эффективнее действие тормозов, тем выше безопасная ско

Теоретическая часть курсов вождения

echo "Система смазки. Система питания. Система зажигания. Шасси Трансмиссия Сцепление. Коробка перемены передач. Карданная передача. Главная передача. Дифференциал. Задний мост. Полуоси. Ходо