Правоохранительные органы

Правоохранительные органы

Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной системе”. Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке.

Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством.

Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.

Гражданские дела – это дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и иных правоотношений, а также дела особого производства.

Уголовные дела – это дела о преступлениях, предусмотренных уголовным кодексом РФ. Иные дела – о административных правонарушениях.

Принцип – основное, исходное положение в науке.

Принцип правосудия – это закреплённые в Конституции РФ и иных нормативных актов, основных руководящих положений общего характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих перед судом. В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие.

Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу — Конституции РФ и федеральных законах. Они также берут свои истоки и в других высокоавторитетных актах — Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.. Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. [1] В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.

Принципы правосудия имеют ряд признаков: - - - - Рассмотрим наиболее важные принципы более подробно.

Законность. ( ч. 2 ст. 15 Конституции РФ : «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». В наши дни законностью принято считать неуклонное соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Соответственно акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то акт государственного или иного органа противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.

Таковы конституционные положения, лежащие в основе принципа законности, который по праву считают универсальным, поскольку он должен реализовываться во всех сферах государственной жизни и деятельности. При характеристике этого принципа важно знать, что он конкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде международных соглашений, обязательных к исполнению на территории Российской Федерации. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет такого соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии.

Осуществление правосудия только судом (Ст. 49 , ст. 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК : «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» ). Таким образом, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Применительно к отправлению правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК. Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень является исчерпывающим.

Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь.

Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда ( Ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции РФ ). Суть принципа: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен. Это положение вытекает из анализа предписаний Конституции РФ и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» ( в ч. 1 ст. 14 ). [2] Независимость судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Ф.К.З. “О судебной системе”, ст. 7 ГПК, ст. 16 УПК). Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Суть принципа состоит в стремлении обеспечить такие условия , в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства , без какого-то ни было давления, на прочной основе предписаний закона.

Реализацию принципа независимости определяют правовые, экономические и политические гарантии судей, закреплённые законом: - - - - - - - - Экономические гарантии судей: - - - - - - - Политические гарантии судей: - Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ : 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». ) Равенство перед законом означает одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия. Закон вместе с тем предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ, воинского звания или занимаемой им должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел.

Рассматриваются они не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судов правила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии.

Установлены изъятия из общих правил производства по уголовным делам я для случаев, касающихся ответственности кандидатов в депутаты, депутатов, судей, прокурорских работников, сотрудников Счетной палаты В частности, в ст. 98 Конституции РФ по этому поводу сказано следующее: «1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев , когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания». Изъятия , касающиеся депутатов и других названных лиц, не означают установления привилегий, освобождающих от ответственности, а являются дополнительными гарантиями законности и обоснованности привлечения к ответственности с учетом общественной значимости положения , занимаемого таким лицами. После возбуждения в отношении их уголовного дела они начинают пользоваться процессуальными правами и исполнять обязанности наравне со всеми гражданами. [3] Обеспечение права граждан на судебную защиту ( ст. 46 Конституции РФ : «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.» ) Правом на судебную защиту и на юридическую помощь может воспользоваться не только гражданин Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.

Принцип состязательности и равноправия сторон ( ст.123 Конституции РФ : «3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон» ). В процессе всегда присутствуют две стороны. В гражданском деле – истец и ответчик. Истец доказывает законность и обоснованность своих исков, требований.

Ответчик доказывает не обоснованность исковых требований. В уголовном деле – обвинитель и подсудимый.

Сторона обвиняющего: прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец.

Сторона защиты: подсудимый, его представитель, ответчик, общественный защитник.

Стороны при рассмотрении дела равноправны, и у всех сторон права равны. Суд по очереди выслушивает стороны.

Решение всех возникающих вопросов в суде, принадлежит только суду, который не связан доводами сторон.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ ) Ст. 45 Конституции РФ : «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.» Ст. 48 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Рассматриваемый принцип опирается на признании трех исходных положенияй: - - - Все названные и многие другие права и обязанности в совокупности и призваны обеспечить право на защиту.

Принцип презумпции невиновности ( ст. 49 Конституции РФ : 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.) Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана, предусмотренным в федеральном законе порядке и установлена в законную силу приговором. Бремя доказательства ложится на прокурора, следовательно, эти органы обязаны при осуществлении расследования дела всё выявить (оправдательные и обвинительные факты). Открытое разбирательство дел во всех судах. ( ст. 123 Конституции РФ : 1. Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.»). Суть принципа в том , что все лица, участвующие в деле, имеют право присутствовать в зале судебного разбирательства от начала и до конца. Этого они могут быть лишены лишь в случае нарушения порядка в суде.

Граждане, желающие присутствовать при рассмотрении дела, допускаются к этому, за исключением несовершеннолетних (до 16 лет). Также ограничен доступ в зал, если нет свободных мест. В судебных разбирательствах могут участвовать представители информационных организаций.

Применение фото, видео, кино плёнки с разрешения председательствующего по делу, он вправе запретить применение этих средств фиксации, если эти действия могут затруднить ведение процесса, или нарушать права и интересы сторон.

Исключение из принципа гласности: 1. 2. 3. 4. 5. Личная переписка и телеграфные сообщения, могут быть оглашены только с согласия лиц, между которыми они происходили. Ведётся закрытое разбирательство дел по всем правилам судопроизводства.

Решения и приговоры провозглашаются публично, но они не должны содержать сведения, ради соблюдения тайны которых проводилось закрытое разбирательство дел. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании выносится определение, участники предупреждаются о недопустимости разглашения сведений, услышанных во время процесса. При рассмотрении дела в закрытом заседании могут присутствовать только его участники. По гражданскому делу: истец, ответчик, прокурор, представители, эксперты и свидетели. По уголовным делам: подсудимый и защитник, потерпевший и его защитник, прокурор, свидетели, переводчик.

Национальный язык судопроизводства. ( ст. 26 Конституции РФ : «2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.» ). Государственный язык – русский. Во всех основных судах судопроизводство ведётся на государственном языке. В других федеральных судах общей юрисдикции судопроизводство осуществляется на государственном языке РФ или языке республики, в которой проходит суд.

Участвующие в деле лица, не владеющие языком, на котором ведётся судопроизводство, имеют право выступать с переводчиком.

Данные лица обеспечиваются переводчиком, он им переводит всё то, что было сказано в суде. Все судебные документы суда вручаются лицам, не владеющим языком, на котором ведётся судопроизводство, переведёнными на их родной язык. В делах о преступлениях лиц, не владеющих языком, на котором ведётся судопроизводство, обязательно участие защитника (бесплатно). Участие представителей народа в отправлении правосудия. ( ст.32 Конституции РФ : « 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.» ). Участие в разбирательстве судебных дел и в принятии решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя либо присяжного заседателя.

Народные заседатели районных судов избираются собранием граждан на местах работы и жителями, открытым голосованием.

Требования к народному заседателю: 1. 2. 25 лет. 3. В Арбитражных судах введены в качестве эксперимента арбитражные заседатели, в 95 году.

Требования к ним: 1. 2. 3. Состав утверждает пленум Высшего арбитражного суда.

Присяжные заседатели не избираются, определяются методом случайной выборки, из списков, сохранившихся после выборов. Из них подлежат исключению. 1. 2. 3. Затем из списков избирателей исключаются: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Для суда характерно разграничение полномочий между судами и судебными заседателями. При вынесении вердикта, должен быть дан ответ на три вопроса: 1) Имело ли место деяние 2) Доказано ли, что данное деяние совершил подсудимый 3) Виновен ли подсудимый в совершённом преступлении. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ . Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами, п.3 ст.118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом : «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Создание чрезвычайных судов не допускается.» Судебная система в Конституции РФ описывается статьями 125,126,127. Судебную систему закрепляет: 1. 2. 3. 4. 5. 6. В РФ суды бывают двух типов: 1. Федеральные 1.1. 1.2. 1.2.1. 1.2.2. 1.3. 2. Суды субъектов федерации 2.1. 2.2. Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.

Единство судебной системы обеспечивает: 1. 2. закреплённым в ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР. 3. 4. 5. 6. 7. В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов. Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать два основных вывода. Они говорят, во-первых, о том, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это, а равно на выполнение каких-то иных полномочий, образующих судебную власть.

Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд» или «судебный» (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Судебная палата по информационным спорам), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия — правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.

Предписания названных актов говорят, во-вторых, о том, что всю совокупность судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд РФ и те суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью — Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды. [4] 2.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ. Конституционный суд РФ — специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ. Возникновение специализированных органов конституционного контроля можно отнести к началу 20-х годов нынешнего столетия.

Именно в 1920 году первый конституционный суд был создан в Австрии. В связи с этим при определении такой модели правовой охраны конституции используются термины: 'западноевропейская', 'европейская', 'австрийская'. Следует заметить, что второй, наиболее распространенной, моделью в данной сфере является 'американская'. Главный ее признак — выполнение основной функции по обеспечению конституционного контроля судами общей юрисдикции. В СССР долгие годы функционировала принципиально иная система.

Основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему коллегиальному органу государственной власти: на уровне Союза ССР — Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик — Президиумам Верховных Советов республик.

Данная система на практике показала свою несостоятельность. В мае 1990 г. в СССР начал действовать Комитет конституционного надзора СССР. По более новаторскому, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г. в ней создается Конституционный Суд.

Основные вопросы его организации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР от 6 мая 1991г. 'О Конституционном Суде РСФСР'. Принятая в декабре 1993г. новая Конституция России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию и т.д. Она более подробно, по сравнению с прежней, закрепила организацию и деятельность данного органа. Летом 1994г. был принят, взамен старому Закону 'О Конституционном Суде РСФСР', новый Федеральный конституционный закон 'О Конституционном Суде Российской Федерации', подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля.

Статья 1 нового Закона гласит: 'Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства'. Частью первой статьи 125 Конституции определен численный состав Конституционного Суда РФ. Он равен 19. Новая Конституция называет членов Конституционного Суда судьями. Они назначаются на должность Светом федерации по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон. Часть вторая статьи 125 Конституции РФ регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Суда. Это контроль за соответствием Конституции РФ иных правовых актов.

Прежде всего дан четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде. К их числу отнесены: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти РФ. Установлена конкретная форма обращения о проверке конституционности — запрос.

Отправной точкой в сфере конституционного контроля названа Конституция России.

Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам.

Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства.

Определены объемы конституционного контроля. При этом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Конституционным Судом с точки зрения их соответствия Конституции. К первой группе относятся акты федерального уровня: федеральные законы; нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Вторую группу составляют акты субъектов Федерации.

Однако не подлежат контролю со стороны Конституционного Суда акты, принятые по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ. Третья группа — внутригосударственные или внутрифедеральные договоры России. Здесь даны два их вида — договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. К четвертой группе относятся международные договоры России. При этом процедуру конституционного контроля в Конституционном Суде могут проходить лишь не вступившие в силу международные договоры. В части третей статьи 125 дана характеристика полномочий Конституционного Суда РФ, которую следует определить как разрешение споров, имеющих конституционное значение.

Такого рода споры, как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, имеют большое значение для жизни государств, их социально—экономических, политических систем, для каждого гражданина.

Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Споры о компетенции органов могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т.д. В части четвертой статьи 125 закрепляется, прежде всего, полномочие Конституционного Суда, имеющие важнейшее значение в реальном обеспечении прав и свобод граждан, закрепленных основным законом страны.

Данный орган рассматривает дела о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Жалобы могут быть индивидуальными и коллективными. В части пятой статьи 125 впервые в отечественной практике за специализированным органом конституционного контроля закреплено право толкования российской Конституции. Эта функция обусловлена самой природой данного органа. Без нее невозможен реальный и эффективный конституционный контроль.

Однако в соответствии с частью пятой статьи 125 давать толкование Конституции по своей инициативе Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц.

Толкование Конституции Конституционным Судом, проведенное в таком порядке, имеет официальный и общеобязательный характер для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В части седьмой статьи 125 определены полномочия Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешения Президента РФ от должности.

Именно этот орган рассматривает дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Данные действия Конституционный Суд совершает по запросу Совета Федерации. 3.2. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ. Наибольшее количество судов входит во второй блок, в соответствии со статьей 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним относятся наряду с Верховным Судом РФ Верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды. К ведению этих судов относится рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими или гражданскими судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу общих (гражданских) судов, поскольку им подведомственны только такие дела, которые, так или иначе, затрагивают интересы военнослужащих и Вооруженных Сил. Это специализированные суды, состоящие из военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии — одного из структурных подразделений Верховного Суда РФ. Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам 'общей юрисдикции'. Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ. Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим.

Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела.

Способ определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности. В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам , и Военной коллегии.

Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. 'О судоустройстве РСФСР', Гражданским процессуальным и Уголовно—процессуальным кодексами РСФСР. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, 'осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор'. Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает максимально ограничить их либо вовсе отменить.

Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом РФ по первой инстанции.

Длительно считалось бесспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР на основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона 'О судоустройстве РСФСР'). При этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не подчиниться разъяснениям, которые являются для них руководящими и обязательными.

Статья 126 Конституции, оберегая независимость судей, изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей. 2.3. АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ. В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ. Такой дуализм не известен большинству государств 'дальнего зарубежья'. Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров — государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов государственного управления.

Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время статьями 118—125 и 127 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. 'Об арбитражном суде' (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г. с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г.). Система арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских, арбитражных судов, арбитражных судов автономной области, арбитражных судов автономных округов.

Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону 'Об арбитражном суде', высшим экономическим судебным органом РФ, выполнение нескольких функций.

Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики. К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом 'Об арбитражном суде', Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами. В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом.

Прежде всего, это споры в сфере управления.

Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ. Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда.

Разное

Подобные работы

Способы обеспечения прав граждан

echo "Многократно повысились скоротечность и динамичность управления силами и средствами в связи с необходимостью быстрого реагирования на непрерывно изменяющуюся оперативную обстановку, особенно в ус

Условия службы в ОВД

echo "Основания и порядок применения мер безопасности; г) меры социальной защиты; д) финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты; е) заключительные положения 1. Пор

Основные направления работы органов внутренних дел

echo "Введение. Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской

Правоохранительные органы

echo "Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной системе”. Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальн