Образ женщины в творчестве Г. Климта

Образ женщины в творчестве Г. Климта

Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность.

Своеобразное преломление образа женщины двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Климта.

Художник пытается не только изобразить современную женщину, но и найти свой идеал.

Отсюда возникает серия блистательных портретов, образ 'роковой женщины', постоянная смена стиля и поиск чего-то нового. Одна из ранних работ мастера Любовь(1895). Черты девушки и ее возлюбленного размыты. На лице - экстаз. Но на втором плане парят зловещие тени - образы смерти, старости, детства и сладострастия. Это разрушает кажущуюся близость возлюбленных, что подчеркивается контрастностью одежды; то есть с самого начала ставиться попытка осознать роль и совместимость женского и мужского начала в этом мире. В это время Климт пишет и портреты.

Портрет Сони Книпс(1898), который кажется на первый взгляд шаблонным, на самом деле индивидуален. С одной - стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые тона, но с другой - тревожность и задумчивость, которая чуть заметно прослеживается, открывает галерею климтовских портретов, которым будут присущи эти черты. Если Соня Книпс - реальная девушка, то картина Русалки(1899) символична.

Русалки - это обобщенный образ 'роковой женщины'. По преданиям, обворожительные русалки ночью заманивали запоздалых путников и увлекали их за собой на дно. Для Климта главное - не точная передача облика русалки - девушки с рыбьим хвостом - ему важно отразить ее суть: он облекает ее в оболочку зародыша рыбы, оставляя только лицо, которое сначала пугает, но постепенно притягивает и засасывает в бездну, в никуда. По смыслу и сюжету Русалкам близка Золотая рыбка(1901-02). По лицам девушек скользит сладостная истома; одна из них зловеще улыбается. Но, мне кажется, их роль меняется - не они выполняют желания, а их выполняют одурманенные и опьяненные ими мужчины.

Зловещая улыбка рыжеволосой обольстительницы подчеркивает разрушительную силу 'рыбок'. Тему 'роковой женщины' продолжает картина Юдифь и Олоферн(1901). Художник дважды использует этот сюжет и трактует его по-разному. В данном варианте Юдифь испытывает чувственную удовлетворенность, держа в руке отрубленную голову Олоферна. Автор этим показывает ту разрушительную силу, которой наделена 'роковая женщина'. В 1909 году Климт пишет ЮдифьII , где происходит окончательная трансформация образа. Она - губительница мужчин.

Безжизненный взгляд Юдифь устремлен вдаль.

Невозможно понять, ради чего это было сделано. Автор показывает, что от 'роковой женщины' исходит мощная губительная сила. В ней заключен поток отрицательной энергии, то есть Юдифь превращается в Саломею: Иль, может быть, в дыму кадильниц рея И вскрикивая в грохоте тимпана, Из мрака будущего Саломея Кичилась головой Иоканаана. Н. Гумилев (Юдифь) Если Юдифь I испытывала экстаз от содеянного, то ЮдифьII - это ледяная статуя, неспособная на чувства. Это воплощение всеобщего, неимеющего начала, конца и цели, зла. От исчадий ада, стихийных разрушительниц несколько отличаются образы женщин с портретов. Одним из самых ослепительных портретов считается Портрет Эмилии Флеге.(1902) Я бы назвала его воплощением климтовского идеала - уверенная в себе, немного самовлюбленная, но в то же время очаровательная и милая, она потрясает своей глубиной.

Орнамент заднего плана создает иллюзию парящего шарфика, что придает Эмилии некую легкость и неуловимость; но общие тона - от светло-зеленого до темно-синего создают ощущение реальности. Иным содержанием наполнен Портрет Хермины Галлиа(1903-04). Несмотря на бледный, немного размытый цвет платья, этот портрет более реальный, приглушенный. По лицу скользит усталость и озабоченность. Я думаю, что это отражение авторского настроения - скорби о прошлом и поиске нового.

Попытка осознания женской сущности отражена на полотне Водяные змеи(1904-07). Две сплетенные девушки представляют собой единое целое, куда нет входа мужчине. Они кружат в бесконечном потоке сознания автора. Лицо рыжеволосой девушки выражает спокойствие и чувство гармонии, нежели экстаз. Эта картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора. Он следует мудрому изречению Шиллера (надпись на картине Обнаженная истина(1899)): 'Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем: делай, что считаешь правильным, для блага немногих.

Нравиться слишком многим - плохо'. Женщины этого сюжета - отражение скрытого, бессознательного, сексуального желания мужчины (фрейдовского Оно). А сплетение женских тел говорит об их загадочности и непознанности.

Вызывающим и интересным взглядом, отражающим суть женской природы, является картина Три возраста женщины(1905). Орнамент картины с черными, заслоняющими его квадратными вставками в верхних углах говорит о неполноте бытия всей слабой половине человечества.

Девочка прижимается к груди матери. Их обнаженные тела полны жизни и свежести, они резко контрастируют с образом старухи, с желтым высохшим телом и отвратительными изъянами. Ее лицо, в отличие от женщины и ребенка, отвернуто от зрителя.

Бесцельность и ненужность - это атрибуты старости.

Поэтому Климт 'оставляет' этот возраст и старается воспеть красоту цветущей женщины. Он использует для этого всю гамму золотого цвета.

Портрет Адели Блох-Бауэр(1907) - это апогей его творчества.

Великолепная Адели на золотом фоне кажется еще ослепительнее. Но ее обеспокоенный взгляд говорит о ее несвободе (это подчеркивает орнамент на платье в форме глаз). Она - птица в золотой клетке. Этим автор еще раз подчеркивает ограниченность женских возможностей. Но если женщина, несмотря на магнетизм, красоту и роковую страсть, все же слаба и не всесильна, а мужчина - игрушка в ее руках, то почему этот хаотичный мир не разрушился? Ответ на вопрос Климт дает в самом известном творении - Поцелуе(1907-08). Если раньше мужчина отсутствовал или представлял собой отрицательный заряд: нечто контрастирующее и несовместимое с женским началом, то теперь автор показывает гармонию, слияние двух противоположностей.

Мужчина и женщина слиты воедино, между ними трудно провести грань, хотя орнамент женского одеяния контрастирует с мужским, общий фон подчеркивает их единство. Это не только физическая, но и духовная близость двух людей, которые способны противостоять злу, порождая добро, любовь и новую жизнь. В это же время художник пытается понять и осмыслить поведение женщины современной эпохи. Эту проблему затрагивает работа под названием Женщина в шляпе и боа из перьев(1909). Автор сознательно не дает ей имени, показывая тем самым обобщенность черт, за которыми скрываются намеки на всех современных женщин в целом. Его Незнакомка очаровательна.

Незнакомку Крамского можно назвать строгой и высокомерной, а климтовскую - манящей и притягивающей к себе взоры, как магнит. Она напоминает мне Незнакомку Блока: И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. (А. Блок 'Незнакомка') Но, несмотря на загадочность и обворожительность, она безнравственна - душа ее пуста. Автор понимает, что женщины такого типа под очаровательной внешностью прячут продажность и развращенность. Этой же проблеме автор отводит внимание в картине Дева(1913), где рассматривает вместе с гибелью юности и гибель нравственных ценностей.

Женщины сплетены в клубок со спящей в центре девушкой. Они испытывают различные стадии сексуального переживания: от возбуждения до пресыщения. В этом плане Дева резко отличается от них. Она еще чиста и целомудренна, но клубок начинает ее засасывать ( об этом говорит орнамент в форме спирали), то есть художник показывает, что она станет такой же безликой и лишенной индивидуальности, как и остальные женщины. И он питает симпатию ни к ним, а к женщинам с богатым и высоко духовным внутренним миром.

Доказательством этого может служить портрет Адели Блох-БауэрII(1912). Этот портрет, в отличие от первого, более теплый.

Взгляд Адели рассеянный, блуждающий; положение рук говорит о ее нерешительности. Она кого-то ищет. Это уже не ослепительная женщина - красота ее более реальная, приглушенная. Но Климта она привлекает своей внутренней красотой, достоинствами и искренностью переживаний. Очень близок по тематике этому портрету Портрет баронессы Элизабет Бахофен(1914). Живой ясный взгляд говорит о ее богатстве и красочности личности, что более точно подчеркивает изысканный японский орнамент. К поздним портретам Климта относятся Портрет Иоганны Штауде(1917-18) и Портрет Амалии Цукеркандаль(1917-18). Лица женщин отличаются серьезностью и озабоченностью. Это, несомненно, отражение состояния души автора. Он прекрасно понимал, что женский идеал живет лишь в его подсознании, в его внутреннем мире. И каким бы своеобразным и изысканным этот мир не был, он никогда не сможет воплотиться в реальности.

Реальность, по Климту, - это хаос, антиценность, которая крушит все мечты и надежды.

Художник умирает внезапно в 1918 году, так и не примирившись с действительностью.

Разное

Подобные работы

Искусство

echo "Искусство завязано на заупокойном культе. Шакал Анос – проводник в загробное царство. Это нац.религия . Политеизм. Сначала – насколько номов со своими триадами богов, потом, оставались боги поб

Жизнь и творчество И.Репина

echo "Картина « Бурлаки на Волге » имеет несколько вариантов. Основное полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В Третьяковской галерее зритель видит вариант, в котором крупным планом вы

Сюрреализм как направление в искусстве и литературе

echo "Сюрреализм зародился во Франции, но не стал направлением национальным: он не воспринял французских национальных традиций в искусстве и не продолжает их. Искусство сюрреализма строится на разрыв

Разработка коллекции мужской одежды на весну – лето 2002 г. под девизом «Закон соответствия»

echo "Научно -исследовательский раздел: Раскрывается сопоставление значения моды и стиля. Исследуется влияние византийской одежды на современный мужской костюм, а так же влияние чайного культа на цве

Образ женщины в творчестве Г. Климта

echo "Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность. Своеобразное преломление образа женщины двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Климта. Художник пытается не