Лицейские годы Пушкина

Лицейские годы Пушкина

Причиной этого была напряженность международной обстановки, заставлявшей предполагать неизбежность тяжелой войны с Наполеоном. Мог на подобное решение повлиять и определившийся состав молодых воспитанников Лицея. Устав Лицея вырабатывался в результате сотрудничества многих лиц.

Последняя редакция принадлежала Сперанскому. В организации Лицея ближайшее участие принимал министр народного просвещения Разумовский. В программу первых трех лет входило «грамматическое учение языков: российского, латинского, французского, немецкого», довольно обширный курс математики, от арифметики до тригонометрии включительно.

Изучались «первоначальные основания изящных письмян», т.е. разбор образцовых отрывков из произведений лучших писателей, и правила риторики.

Проходилась история и география. Кроме того, в программе были Закон Божий, чистописания, рисование, танцы, фехтование, верховая езда и плавание. В последующие годы список изучаемых дисциплин включал в себя: логику, нравственную философию, Право естественное, частное и публичное, Российское гражданское и уголовное право, финансы, статистику.

Отличительной особенностью Лицея был энциклопедический характер программы преподавания. Для устройства Александра в Лицей, далеко не богатым и не знатным Пушкиным пришлось прибегнуть к протекции влиятельного петербургского знакомого А.И. Тургенева. В июне 1811 поэт Василий Львович привез своего племянника в Петербург на приемные экзамены.

Александр сдавал вступительные экзамены 12 августа. При этом он получил следующие оценки: в грамматическом познании языков: российского – очень хорошо, французского – хорошо, немецкого – не учился; в арифметики – знает до тройного правила; в познании общих свойств тел – хорошо; в начальных основаниях географии и в начальных основаниях история – имеет сведения.

Выдержав испытания, Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в Лицей. 19 октября 1811 года в торжественной обстановке состоялось открытие Лицея. В присутствии царя и царской семьи, высшего духовенства, членов Государственного совета, министров держал речь об обязанностях гражданина питомец Геттингенского университета, профессор естественного права Куницын: Вы помните: когда возник Лицей, Как царь открыл для нас чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей («19 октября 1836 г.») В первой сводке отзывов преподавателей о Пушкине, записанной Малиновским, значится: «Ветрен и легкомыслен, искусен в французском языке и рисовании, в арифметике ленится и отстает». В сводных сведениях за время с марта по ноябрь 1812 года Чириков (учитель рисования) по успехам в рисовании ставит Пушкина на четвертое место после Илличевского, Корфа и Есакова. Они вместе с Пушкиным отнесены к «первому отделению» (по успехам). Об Александре Чириков писал: «Отличных дарований, особенного прилежания, но тороплив и неосмотрителен; а потому и успехи его не столько ощутительны, как у первых троих его товарищей». Любопытно сопоставить первые впечатления преподавателей о Пушкине с мнением его друзей. И. Пущин познакомился с Александром на вступительных экзаменах.

Пушкин, в свою очередь, познакомил Пущина м Гурьевым и Ломоносовым.

Мальчики вчетвером часто собирались до самого дня переселения в Лицей. Пущин рассказывал о первых впечатлениях знакомства: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не дуиал выказываться и важничать… Все научное он считал ни во что и как будто желал доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик и пр.» С этой характеристикой гармонируют и стихи из восьмой главы «Евгения Онегина», исключенные Пушкиным из печатного текста: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Елисея, А Цицерона проклинал, В те дни, как я поэме редкой Не предпочел бы мячик меткой.

Считал схоластику за вздор И прыгал в сад через забор… В тех же воспоминаниях Пущина, которым имеем полное право доверять, хотя они и писаны в 1858г., дана характеристика Пушкина в первые годы его пребывания в Лицее: «Пушкин с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особыми странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускользают в школьных отношениях… В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило… Характерной чертой Пушкина было неумение в официальной обстановке обнаружить свои знания, и он проявлял себя менее подготовленным, чем был на самом деле. Все это вместе было причиной, что вообще не сразу отозвались воспитанники ему на привязанность к лицейскому кружку, которая с первой поры зародилась в нем». По-видимому, и литературная репутация Александра у лицеистов установилась не сразу; но, с другой стороны, может быть, именно литературной репутации Пушкин обязан той дружбе, которую он нашел в части своих лицейских товарищей. Уже в конце 1813 г. его поэтическое дарование было замечено.

Чириков в ведомости о «Свойствах воспитанников» о Пушкине пишет: «Легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив; впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особенную страсть к поэзии». Через год Чириков характеризовал Пушкина так: «Легкомыслен, ветрен, иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную склонность.

Подает надежду к исправлению». Недошедшие до нас произведения Пушкина, написанные в лицейские годы, далеко не ограничиваются простыми опытами. Есть ряд свидетельств, называющие крупные произведения, нам не известные. Так, в дневнике Пушкина под датой 10 декабря 1815 г. дан перечень его поэтических замыслов: «Вчера написал я третью главу Фатама или разума человеческого: Право естественное. Начал я комедию – не знаю, кончу ли ее.

Третьего дни хотел я начать ироническую поэму: Игорь и Ольга, а написал эпиграмму на Шаховского, Шихматова и Шишкова. Летом я напишу Картину Царского Села». В «Материалах для биографии А.С. Пушкина» Анненков пишет: «Некоторые из его товарищей еще помнят содержание романа «Фатама», написананного по образцу сказок Вольтера». Итак, среди недошедших до нас лицейских произведений Пушкина были два романа, две комедии, поэму эпическую и поэму описательную. Все это свидетельствует, что Пушкин уже в юные годы ставил себе задачей создание крупного, значительного по замыслу и содержанию произведению. К числу крупных произведений лицейского периода, дошедших до нас, принадлежит неоконченная поэма «Монах». Она была обнаружена в архиве Горчакова в 1928 г.

Следующей за «Монахом» попыткой такого рода является «Бова». Поэма эта относится к 1814 г. Время создания определяется содержанием: в «Бове» упоминается Наполеон в качестве «императора Эльбы». По собственному свидетельству Пушкина, еще в Лицее начал он писать «Руслана и Людмилу». Очевидно, это и был следующий за «Бовой» эпический замысел Пушкина, на этот раз доведенный до конца. Но вся поэма в целом уже принадлежит Петербургскому периоду. И те части, которые были написаны в Лицее, по-видимому, подверглись решительной переработке. К числу фрагментов больших замыслов можно было бы отнести и большое стихотворение 1816 г. «Сон», т.к. оно имеет подзаголовок «Отрывок». Отрывок этот может быть отнесен к шутливой разновидности дидактических поэм.

Основную часть дошедшего до нашего времени лицейского творчества Пушкина составляют мелкие стихотворения.

Характер их довольно пестрый, особенно вначале, когда еще не определились собственные наклонности и вкусы мальчика-поэта. Среди них выделяются: «К Батюшкову», «Гроб Анакриона», «К лире», «К Галичу». В 1914 г. в журнале «Вестник Европы» было напечатано первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Но подлинный триумф ждал Пушкина на пороге второго трехлетия его обучения в Лицеи. К дню публичного экзамена по русской словесности он получил задание написать оду «Воспоминание в Царском Селе». На экзаменах присутствовал патриарх русской литературы, признанный мастер одоичного жанра Г.Р. Державин.

Пушкин вспоминал: «Это было в 1815 г., на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались…Державин был очень стар.

Экзамен наш очень его утомил. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь.

Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной.

Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал.

Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…» С легкостью подхватил Пушкин тяжеловесный одический стиль 18 века, предавая ему оттенок поэтической игры, литературной импровизации. О славе героев исторического прошлого он говорит свойственным той эпохе литературным языком: О, громкий век военных споров, Свидетель славы россиян! Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов, Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым победу похищали; Их смелым подвигам страшась дивился мир; Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громозвучных лир.

Обратимся к отдельным профессорам Лицея, с которыми так или иначе связана жизнь Пушкина или его творчество, в частности, к тем из них, которые могли бы оказать некоторое влияние на его поэтические занятия.

Постоянным профессором российской словесности был Н.Ф. Кошанский.

Правда, частые и продолжительные болезни вызывали длительные перерывы в его преподавании, когда его заменяли сперва Галич, а позднее Георгиевский. Тем не менее основной тон в преподавании «российской и латинской словесности» задан был Кошанским.

Риторику Пушкин изучал в Лицеи у трех преподавателей: Кошанский читал русскую и латинскую риторику, Будри – французскую и Гауеншильд – немецкую. Будри, младший брат Марата, охарактеризован Пушкиным в « table-talk »: «Будри, профессор французской словесности, несмотря на свое родство, демократические мысли, замасленный жилет, вообще наружность, напоминавшую якобинца, был на свои коротеньких ножках очень ловкий придворный.» Гауеншильд, преподававший немецкую литературу, был предметом ненависти лицеистов. Он фигурируют в сатирических лицейских куплетах в самом черном свете. В этом карьеристе австрийского происхождения подозревали, и не без основания, осведомителя Меттерниха.

Гораздо значительнее было влияние на учеников Куницына, преподавшего нравственность, логику и юридические предметы.

Куницыну Пушкин посвятил несколько значительных строк в стихотворениях, посвященных Лицею: Куницыну дар сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена. («19 октября 1825 года») Из других преподавателей можно упомянуть Кайданова, о котором, впрочем, весьма единодушно отзываются как о посредственности. Он читал историю, географию и статистику.

Другие преподаватели представляют мало интереса. Их в общем нелестные характеристики сохранили нам так называемые «национальные песни» лицеистов первого выпуска. Одна из этих песен записана Пушкиным в его лицейский дневник. В ней имеется куплет на профессора математики, физики и астрономии Карцева: А что читает Пушкин? Подайте-ка сюды! Ступай из класса с Богом, Назад не приходи. Кроме профессоров, определенную роль в Лицее играли воспитатели и другие служащие.

Любопытно, что среди них было большое число лиц, так или иначе причастных к литературе. Так, секретарем хозяйственного управления Лицея был Е.П. Люценко, еще с 1792 г. занимавшимся стихотворством. Среди литераторов Лицея был гувернер Иконников, хотя и ушедший из Лицея в 1812 г., но сохранявший отношения с воспитанниками до окончания ими Лицея. Он писал стихи и поощрял лицеистов к поэзии. К числу поэтов принадлежал гувернер и учитель рисования Чириков, автор рукописной трагедии «Герой севера», не дошедшей до нас.

Молодые воспитанники были окружены литературной атмосферой. Среди ближайших друзей Пушкина, конечно, следует вспомнить И.И. Пущина, соседа по «келье» в течение первых трех лет, будущего декабриста. С именем Пущина связано несколько стихотворений Пушкина, лицейских и позднейших.

Приезду его в Михайловское в 1825 г.

Пушкин посвятил строфу в стихотворении «19 октября 1825 года»: …Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил. Не менее близок был Пушкину и Дельвиг, с которым его связывали не только тесная дружба, но и позднейшие литературные отношения. Имя Дельвига как поэта гремело в стенах лицея наравне с другими первостепенными лицейскими поэтами.

Тесные узы связывали Пушкина и после окончания Лицея с В. Кюхельбекером, который, подобно Пушкину и Дельвигу, уже в стенах Лицея заявил себя поэтом. Связь Пушкина с Кюхельбекером не прекратилась и после ссылки Вильгельма в Сибирь.

Весной 1817 г. лицеисты стали готовиться к выпуску.

Шестилетний курс обучения подходит к концу. Стали думать о своей дальнейшей судьбе.

Оканчивающие Лицей направлялись либо на военную, либо на гражданскую службу.

Пушкин, друживший с царско-сельскими гусарами, давно мечтал о военной службе.

Разное

Подобные работы

Островский - Бесприданница. Письмо Кулигина к Борису

echo "Говорят ведь, гром не грянет – мужик не перекрестится. Так вот Кабаниха-то, Катерину потерявши, принялась возвращать то, что еще было не совсем потеряно. Узнала, куда Варвара с Кудряшом сбежала

Слово о полку Игореве

echo "Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслительрисует раз

Поэзия природы: средства изобразительности и функции

echo "Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в русском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: на

Краткая биография Брюсова

echo "Брюсов учится на историко-филологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и Лейбница, слушает курсы истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградо

Идейное и художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

echo "Совокупность социально-исторических и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение декабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом движении) д

Разнообразие метрических средств характеризации шекспировского героя (Марк Антоний в трагедии «Антоний и Клеопатра»)

echo "Заключение. Литература. Введение Проблема, которую мы собираемся рассмотреть в данной работе – метрические средства, характеризующие речь шекспировского героя, – относится к сфере стилистики и

Символика заглавий книг А. А. Ахматовой

echo "Библиография……………………………………………………стр. ВВЕДЕНИЕ. А..А. Ахматову в настоящее время рассматривают как поэта того периода ХХ столетия, который, начиная с 1905 года, охватывает две мировые войны, рево

Владимир Немирович–Данченко

echo "Однако, как бы ни убеждал себя Немирович-Данченко в необходимости подытожить свой опыт, его больше влекла живая практика. Он отдалял выполнение этих намерений, увлеченный до последнего дня жизни