Лабораторная работа №5 по "Основам теории систем" (Транспортные задачи линейного программирования)Считая что количество мышей, проживающих в 1) ; 2) ну и конечно Исходя из этих условий они составили математическую модель процесса своего питания: ; ; Ну, и для наглядности нарисовали ее в виде таблицы:
Необходимо, конечно, оценить и выгодность передвижения из каждой норы к каждому пищевому ресурсу. Для этого мыши оценили так называемые потенциалы нор ( (1). Система (1) и будет служить в дальнейшем критерием оптимальности плана. Запишем подробно двойственную задачу на основе этого ограничения: ; ; ; ; Критерием двойственной задачи будет максимизация выгодности: 3 . Метод последовательной максимальной загрузки выбранных коммуникаций. Первое, что пришло на ум мышам – использовать те источники пищи, доступ к которым легче, и они решили построить начальный опорный план по методу максимальной загрузки, исходя из формулы: (2). т.е. выбираются те варианты, которые могут обеспечить едой максимальное количество мышей, и эти варианты будут использоваться в соответствии с (2). Поскольку хотят есть все мыши во всех норах, то модель закрытая, т.е. Общая схема построения начального опорного плана по методу максимальной загрузки такова: 1) Выбираем коммуникацию, которую можно больше всего загрузить. 2) Максимально ее загружаем в соответствии с (2). 3) Корректируем объемы производства и потребления на величину выбранной перевозки, вычисляя остатки производства и потребления: ; 4) Вычеркиваем в транспортной таблице строку или столбец с нулевым объемом производства или потребления: если – вычеркиваем если – вычеркиваем ; 5) Повторяем этот процесс с пункта 1 по 4, пока не будут перечеркнуты все строки или столбцы В нашем случае это выглядит следующим образом:
Порассуждав таким образом, мыши получили следующий начальный опорный план: ; . По этому опорному плану коту достанется аж 13 мышей (0,18 часть мыши отдельно вряд ли выживет). “ Жирно ему будет ”-, подумали мыши и стали составлять другой опорный план методом северо-западного угла. 4. Метод северо-западного угла. Данный метод очень прост, пункты 1 и 2 в методе максимальной загрузки заменяются на следующий: очередная загружаемая коммуникация выбирается в левой верхней клетке сохраненной части таблицы, т.е. в северо-западном углу таблицы. Математически это выражается следующим образом: I – множество номеров пунктов производства ; , J – множество номеров пунктов потребления ; Последовательно по итерациям метода получаем: I. – 1 столбец исключен. II. – 1 строка исключена. III. – 2 столбец исключен. IV. – 2 строка исключена. V. – 3 столбец исключен. VI. – 3 строка исключена. VII. – 4 столбец исключен. VIII. – 4 строка и 5 столбец исключены.
Опорный план: Целевая функция: Этот опорный план понравился мышам значительно больше, но все равно потери достаточно велики (7 мышей). Теперь требовалось решить эту задачу и найти оптимальный план. И сделать они это собрались самым точным методом – методом потенциалов. 6. Решение задачи методом потенциалов. Если план действительно оптимален, то система (1) будет выполняться, т.е.: 1) для каждой занятой клетки транспортной таблицы сумма потенциалов должна быть равна для этой клетки; 2) для каждой незанятой клетки сумма потенциалов не больше (меньше или равно) Построим для каждой свободной переменной плана числа и они должны быть положительны. Так как число потенциалов равно 9, а система состоит из 8 уравнений, то для нахождения какого-либо решения этой системы необходимо первому из потенциалов придать произвольное значение (например:
Каждой клетке цикла приписываем определенный знак: (2 ; 1) – “+”, (4; 1) – “-”, (4; 4) – “+” (2; 4) – “-”.
Величина, на которую увеличиваем или уменьшаем всегда одна и она определяется из условия: “-”. Таким образом получаем: ; 4), где в процессе реализации цикла загрузка уменьшится до 0 . Перейдем к новому опорному плану
Получилась так называемая открытая модель, где: (3) и ее необходимо сбалансировать. Для этого нужно ввести фиктивный пункт потребления с объемом потребления: ; и дополнительные переменные приводящие ограничение-неравенство (3) к виду равенств и понимание как фиктивные перевозки из пунктов производства в фиктивный пункт потребления. Новая математическая модель: ; ; При этом во 2 и 3 норах все мыши должны быть накормлены (во второй – самые умные мыши, а в третьей – большой приплод), поэтому второе и третье ограничения – уравнения. В первое и четвертое ограничения добавим новые переменные R 1 и R 4 для уравновешивания системы. А так как этих источников пищи на самом деле нет, то и затраты (потери по дороге) на них нулевые. В транспортной таблице в последнем столбце введем еще 2 переменные в (2; 5) и (3; 5) – R 2 и R 3 , чтобы столбец был полностью заполнен, а так как перевозки в этих коммуникациях не должны быть, то наложим на них очень большие штрафы М и включим все новые переменные в целевую функцию: Так как критерий стремится к минимуму, то в оптимальном плане перевозки с самыми большими затратами не должны осуществляться (т.е.
Поскольку и переходим к новому опорному плану.
Теперь мы будем вводить в базис вектор, соответствующий клетке (2; 1). Строим цикл и переходим к новому опорному плану.
|