Изучение зрительных иллюзийУчастники : Данная работа была проведена с 10-тью испытуемыми, среди которых: · · · 2.Теоретическое обоснование данной работы: Общая характеристика восприятия. Восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, зрительные восприятия), так и в пределах нескольких модальностей (слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Помимо ощущений в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память, мышление, предыдущий опыт. Большое значение в восприятии имеет внимание и направленность (или желание). В процесс восприятия также включены двигательные компоненты органов чувств. Поэтому восприятие обозначают как перцептивную деятельность субъекта. В настоящее время принято выделять в процессе распознавания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие – завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие.( (2) стр.200 – 202). Физиологические основы восприятия. Структурным элементом процесса восприятия являются ощущения. Механизм возникновения ощущений заключается в следующем: под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. ((2) стр. 202 – 207). Основные свойства и виды восприятия.
Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.д., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др. ( (3) стр. 86 – 91 ; (2) стр. 212). 3. Практическая работа. Опыт N 1: На зрительное восприятие большое влияние оказывает избирательность. Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности. Опыт направлен на изучение установки восприятия. Ход работы: Испытуемому показывается и называется карточка N 1 под названием “Портрет молодой девушки”. Требуется назвать изображение, подтвердив несколькими признаками. Опыт N 2: Одним из свойств восприятия является предметность. Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом различается предмет, фон и контур их восприятия. Фигурой (предметом) принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон. Соотношение предмета и фона – соотношение динамическое. Предмет и фон могут меняться местами. Ход работы: Испытуемому предлагается для изучения карточка N 2а. Требуется назвать увиденный предмет, а также охарактеризовать фон. После этого, испытуемому предлагается карточка N 2б, на которой предмет и фон поменялись местами. Требования те же. Опыт N 3: Опыт направлен на изучение следующего свойства восприятия – целостности. Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Восприятие целого предмета обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. Каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем. Ход работы: Испытуемому предлагается карточка N 3, на которой в вариантах А, Б, В – присутствуют опознавательные признаки изображенных предметов, а в вариантах Г, Д, Е, Ж, З, И – отсутствуют. Требуется назвать изображения. Опыт N 4: Следующее свойство восприятия – апперцепция (или влияние прошлого опыта). Ход работы: Испытуемому показывается и называется либо карточка N 4а, либо карточка N 4б. Требуется назвать и охарактеризовать изображение. После этого, предоставляется карточка N 1. Требования те же. Опыт N 5: Особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. Ход работы: Испытуемому дается для изучения карточка N 5. Требуется сравнить средние кружочки в рисунках. Опыт N 6: Важным свойством восприятия является константность. Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности. Ход работы: Испытуемому предлагается для сравнения два, примерно похожие, предмета, различные по размеру. Причем, меньший предмет расположен ближе, чем больший. Соотношение расстояний от испытуемого до меньшего предмета и от меньшего предмета до большего предмета – пропорционально соотношению размеров предлагаемых предметов. Опыт N 7: Осмысленность – одно из свойств восприятия. Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Ход работы: Испытуемому для изучения предлагается предмет, часто используемый в обиходе. Требуется определить назначение предмета, сделать вывод о целенаправленном использовании. 4.Обработка результатов. В опыте N 1 “Портрет молодой женщины “ увидели 8 из 10 испытуемых. В опыте N 2 вар. А: - 3 испытуемых из 10 увидели светлый предмет на темном фоне. - 6 испытуемых из 10 увидели темные лица на светлом фоне. - 1 испытуемый увидел оба варианта. В опыте N 2 вар. Б: - - - В опыте N 3: вар. А - “портрет” увидели 9 испытуемых из 10. вар. Б – “собака” увидели все 10 испытуемых. вар. В – “животное” увидели все 10 испытуемых. В опыте N 4: вар. А: “Портрет старухи” увидели 9 испытуемых из 10. вар. Б: - “ Портрет молодой женщины” увидели 6 испытуемых из 10. - “ Портрет старухи” увидели 2 испытуемых из 10. - оба варианта увидели 2 испытуемых из 10. В опыте N 5: - - В опыте N 6: - - В опыте N 7 каждый испытуемый дал определение смысла, сущности и назначения предложенного предмета. 5. Анализ результатов. Эта экспериментальная работа направлена на изучение зрительных иллюзий человека. Проведенные опыты показывают, что установка, как свойство восприятия, оказывает большое влияние на иллюзорное восприятие предмета ( 80% от общего числа испытуемых поддалось этому влиянию, хотя на рисунке изображено два варианта). Целостность восприятия зависит от присутствия или отсутствия опознавательных признаков ( наличие опознавательных признаков в вариантах А, Б, В – дало возможность 97% от общего числа испытуемых узнать в изображениях предполагаемые предметы, но отсутствие опознавательных признаков в вариантах Г, Д, Е, Ж, З, И – давало испытуемым возможность различных вариантов ответов). Влияние прошлого опыта играет значимую роль в жизни человечества. Без него невозможно дальнейшее развитие, движение вперед. В работе над опытом N 4 сыграл значимую роль прошлый опыт, полученный в самой первой работе ( 60% от общего числа испытуемых вспомнило восприятия, связанные с опытом N 1). Иллюзия величины воздействовала на 70% от общего числа испытуемых, кроме тех, которые по роду занятий знакомы с характеристиками величин (они правильно определили, что серединки кружочков совершенно одинаковы). Константность восприятия основывается на знании прошлого опыта, что и подтвердило 80% от общего числа испытуемых (они сравнивали не зрительные восприятия предметов, а их характеристики, знание которых основано на прошлом опыте). Исключение составляют испытуемые, знакомые с правилами восприятия пространства, это 20% от общего числа испытуемых. В работе над осмысленностью предметов, у испытуемых включались в работу мышление, память, эмоции, прошлый опыт и т.д. Однако в одном из опытов результаты испытаний не оказались закономерными по правилам восприятия. В опыте N 2а 60% от общего числа испытуемых не подтвердили общепринятую характеристику предмета, а выделили в виде предмета другой объект исследования (т. е. испытуемые не увидели замкнутую, выступающую вперед светлую часть поля, а охарактеризовали изображение как два темных лица, обращенных друг к другу). 6.Выводы. На основе проведенной работы, можно сделать вывод о том, что зрительные восприятия играют большую роль в любых аспектах человеческой жизнедеятельности. Во всех видах восприятия существуют иллюзии, основанные на определенном механизме мышления, памяти, логики и др. и их взаимосвязи. |